1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Среди своих предшественников новороманисты числят Флобера

Герой стал всего лишь точкой приложения, столкновения разнонаправленных воздействий, стеклом (объективом, окном, зеркалом), в которое виден мир. Читателю, привыкшему к традиционной прозе, приходилось заполнять собой пустой контур, подставлять себя на место персонажа, очеловечивать условные фигуры, между которыми, как в абстрактной живописи, создавалось динамическое напряжение. Человека заменил коллективный герой, те типы сознания, а точнее, коллективного бессознательного, которые доминируют в обществе.

Персонаж мог разделиться на несколько личностей, двойников-антагонистов, которые внутри него вступали в ожесточенный поединок.

"Развоплощение" персонажа превратило произведение в поле взаимодействия (спора, борьбы) пишущего и воспринимающего, в диалог ("Изменение", 1957, М. Бютора) или допрос ("Дознание", 1962, Р. Пенже). Автор и читатель проникли в повествование, узурпировали функции персонажей. Более того, по концепции "нового" и тем более, новейшего романа, книга рождается именно в процессе ее восприятия, активного сотворчества, подлинный новый читатель выступает в роли соавтора.

Но и само понятие автора изменилось. Новороманистов никак не устраивал тот всевидящий и всезнающий Демиург, который царил в бальзаковском романе. Они низвели творца до уровня персонажа, читателя, от которых он отличался лишь тем, что предвидит неотвратимый ход событий.

Вместо Бога-отца в пространство текста брошен Бог-сын, свершающий крестный путь творчества. В мире "нового романа" все несвободны. Парадоксальным образом желание отринуть каноны традиционной прозы лишило воли героя и автора, чьи поступки или художественные решения запрограммированы жанром.

Оно закрепостило читателя, который, как Прометей, прикован к книге и принужден читать, борясь со скукой, и даже писателя: несмотря на отчаянные усилия, новороманисты никак не могут избавиться от единожды найденной стилистической манеры.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...

Гомбервиль Марен Леруа

Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...