1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Среди своих предшественников новороманисты числят Флобера

Герой стал всего лишь точкой приложения, столкновения разнонаправленных воздействий, стеклом (объективом, окном, зеркалом), в которое виден мир. Читателю, привыкшему к традиционной прозе, приходилось заполнять собой пустой контур, подставлять себя на место персонажа, очеловечивать условные фигуры, между которыми, как в абстрактной живописи, создавалось динамическое напряжение. Человека заменил коллективный герой, те типы сознания, а точнее, коллективного бессознательного, которые доминируют в обществе.

Персонаж мог разделиться на несколько личностей, двойников-антагонистов, которые внутри него вступали в ожесточенный поединок.

"Развоплощение" персонажа превратило произведение в поле взаимодействия (спора, борьбы) пишущего и воспринимающего, в диалог ("Изменение", 1957, М. Бютора) или допрос ("Дознание", 1962, Р. Пенже). Автор и читатель проникли в повествование, узурпировали функции персонажей. Более того, по концепции "нового" и тем более, новейшего романа, книга рождается именно в процессе ее восприятия, активного сотворчества, подлинный новый читатель выступает в роли соавтора.

Но и само понятие автора изменилось. Новороманистов никак не устраивал тот всевидящий и всезнающий Демиург, который царил в бальзаковском романе. Они низвели творца до уровня персонажа, читателя, от которых он отличался лишь тем, что предвидит неотвратимый ход событий.

Вместо Бога-отца в пространство текста брошен Бог-сын, свершающий крестный путь творчества. В мире "нового романа" все несвободны. Парадоксальным образом желание отринуть каноны традиционной прозы лишило воли героя и автора, чьи поступки или художественные решения запрограммированы жанром.

Оно закрепостило читателя, который, как Прометей, прикован к книге и принужден читать, борясь со скукой, и даже писателя: несмотря на отчаянные усилия, новороманисты никак не могут избавиться от единожды найденной стилистической манеры.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Бернар Фонтенель

Бернар Фонтенель

Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана. Биография Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после...