1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В "Огнях" Юрсенар впервые экспериментировала

Это стиль "Воспоминаний Адриана" и "Философского камня", в котором свободно и органично сосуществуют классический лаконизм и декоративная избыточность, сухость афоризма и пестрота описательных деталей, символические откровения и буйная пластическая изобразительность. В 30-е годы "орнаментальный классицизм" все еще звучит очень театрально — например, в диалоге брата и сестры из повести "Анна, сестра. . . ": «"Почему ты не убил меня, брат мой?" — "Я думал об этом,— ответил он. — Я бы любил тебя мертвую». Стилевая барочность "Огней" выразилась в словесных играх: упоминаемые Федрой "весла Харона" (rames) также содержат аллюзию на рельсы и поезда метро — метро как образ современного царства мертвых. Две ипостаси богини Фетиды: мать Ахиллеса и божество моря удачно сочетаются для Юрсенар в каламбуре "тег/тёге".

К приметам барочного стиля относится и интенсивный аллегоризм "Огней": согласно авторскому комментарию, выбор Антигоны — справедливость, танец Федона — аллегория мудрости (несомненны также ассоциации с танцем Шивы, творящим мир), а спасение Марии Магдалины — Христос. Традиционные мифологические сюжеты Юрсенар подвергает серьезной переработке, порой домысливая неожиданные ходы (Ахилл в женской одежде, спрятанный на острове, убивает Дейдамию), порой используя апокрифические источники (версия о браке Марии Магдалины и Иоанна восходит к "Золотой легенде"). Вечные образы под пером Юрсенар трансформируются и благодаря изобразительным искусствам — в акробатке Сафо узнаются черты героинь Э. Дега, греческие герои обязаны своей пластикой прославленным древним скульптурам. Сцена поединка Ахилла и Пентесилеи "поставлена" вослед дягилевским балетам. Столь же важны для понимания "Огней" и опосредующие литературные образы: Федра для Юрсенар — прежде всего расиновская Федра, Антигона, естественно, вышла из греческих драм, а Федон воссоздан не столько по знаменитому диалогу Платона, сколько по свидетельствам Диогена Лаэртского.

Это еще раз подтверждает сказанное ранее о "культурности" музы Юрсенар, о важности библиотечно-музейных аллюзий даже в столь интимно-лирической книге, как "Огни".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....