1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В "Огнях" Юрсенар впервые экспериментировала

Это стиль "Воспоминаний Адриана" и "Философского камня", в котором свободно и органично сосуществуют классический лаконизм и декоративная избыточность, сухость афоризма и пестрота описательных деталей, символические откровения и буйная пластическая изобразительность. В 30-е годы "орнаментальный классицизм" все еще звучит очень театрально — например, в диалоге брата и сестры из повести "Анна, сестра. . . ": «"Почему ты не убил меня, брат мой?" — "Я думал об этом,— ответил он. — Я бы любил тебя мертвую». Стилевая барочность "Огней" выразилась в словесных играх: упоминаемые Федрой "весла Харона" (rames) также содержат аллюзию на рельсы и поезда метро — метро как образ современного царства мертвых. Две ипостаси богини Фетиды: мать Ахиллеса и божество моря удачно сочетаются для Юрсенар в каламбуре "тег/тёге".

К приметам барочного стиля относится и интенсивный аллегоризм "Огней": согласно авторскому комментарию, выбор Антигоны — справедливость, танец Федона — аллегория мудрости (несомненны также ассоциации с танцем Шивы, творящим мир), а спасение Марии Магдалины — Христос. Традиционные мифологические сюжеты Юрсенар подвергает серьезной переработке, порой домысливая неожиданные ходы (Ахилл в женской одежде, спрятанный на острове, убивает Дейдамию), порой используя апокрифические источники (версия о браке Марии Магдалины и Иоанна восходит к "Золотой легенде"). Вечные образы под пером Юрсенар трансформируются и благодаря изобразительным искусствам — в акробатке Сафо узнаются черты героинь Э. Дега, греческие герои обязаны своей пластикой прославленным древним скульптурам. Сцена поединка Ахилла и Пентесилеи "поставлена" вослед дягилевским балетам. Столь же важны для понимания "Огней" и опосредующие литературные образы: Федра для Юрсенар — прежде всего расиновская Федра, Антигона, естественно, вышла из греческих драм, а Федон воссоздан не столько по знаменитому диалогу Платона, сколько по свидетельствам Диогена Лаэртского.

Это еще раз подтверждает сказанное ранее о "культурности" музы Юрсенар, о важности библиотечно-музейных аллюзий даже в столь интимно-лирической книге, как "Огни".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry, 15 ноября 1607, Гавр — 2 июня 1701, Париж) — французская писательница, представительница прециозной литературы. Биография Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди....

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...