1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В творчестве Мерля происходит резкий поворот

Не бросая этой фундаментальной работы, маститый писатель снова обратился к современности — в 1986 г. вышел его роман "Солнце встает не для нас", за которым тут же последовал роман о любви, сделанный на материале итальянской истории XVI в. ("Идол", 1987).

Робер МерльКак и многие его сверстники, пережившие испытания войной, Мерль-художник начал с романа, обращенного к недавнему прошлому. В конце 40-х — начале 50-х годов эта тема была для французов едва ли не самой жгучей и больной. К ней закономерно обращались художники, думающие и пишущие по-разному, но объединенные общим стремлением осмыслить недавнее прошлое своей родины. Рядом с "Коммунистами" Арагона (1949— 1951), книгой Маньяна "Там, где больше трава не растет" (1952), "Временем мертвых" Гаскара (1953), "Майором Ватреном" Лану (1956) встал и роман "Уик-энд на берегу океана". Встал рядом, но не в один ряд, потому что отличался от них прежде всего авторским восприятием произошедшего.

Миг истории — два июньских дня 1940 г. , когда немецкие армии, оттеснив на кромку суши союзные войска, жестоко уничтожали их артиллерийским огнем и с воздуха, пытаясь помешать их эвакуации через Дюнкерк,— превращается в романе Мерля в грандиозный символ бессмысленности, абсурдности, бесчеловечности войны. Сцена пожара на судне, которое бомбят немецкие самолеты, когда люди, обреченные на смерть, отказываются броситься в воду, потому что не верят в спасение на берегу, олицетворяет беспомощность человека на войне. И судьба героя лишь подтверждает этот вывод Мерля. Описывая людей в ситуации, где от их воли и выбора не зависит ничего, Мерль вполне в духе экзистенциалистской этики оставляет им право выбора собственной нравственной позиции. Так, Жюльен Майа, страшащийся смерти, отказывается купить спасение ценой предательства и подлости.

Мрачность, безысходность — все это послужило поводом для серьезной критики романа на страницах коммунистической прессы. Но теперь, сорок лет спустя, эта суровая и мрачная книга, быть может, гораздо убедительнее говорит о бессмысленности взаимного истребления, чем некоторые не дожившие до наших дней книги тех лет.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют...

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...