1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Соблазнитель может быть девственникомСоблазнитель может быть девственником (как ясновидящий Манюэль); невинность — знак того, что человеку предстоит родиться-умереть. Персонажи, группирующиеся вокруг главного героя, отличаются от него одной-двумя чертами.

Напротив, письма становятся для персонажей главным способом объяснения в любви (Мойра, Уилфред). Важна даже случайная фраза — сальность, оброненная в парке прохожим, оказывается для Гертруды ("Дурное место") источником длительных эротических переживаний, едва ли не главным событием в жизни. Жюльен Грин подробно разрабатывает колористическую гамму своих произведений, цвета у него, даже второстепенные, отнюдь не нейтральны: окрашивая людей (волосы, глаза, лица), вещи, они уже выносят им приговор, предопределяют грядущее. Таков, например, желтый цвет плаща Макса — цвет позора. Доминируют, разумеется, красный (рыжий) и голубой (белый), символизирующие борьбу огня, плоти, жизни, любви и воды, Бога, смерти.

Среди героев Грина много рыжих (булочник и учитель в "Злоумышленнике", гюстав в "Дурном месте" и, конечно, Джозеф) — людей огня, в противоположность людям воды (Хэль, Карин). Нарастание эротического напряжения в гксте подчеркивается нагнетением красного цвета (до трех эпитетов на страницу): краснеют персонажи (они постоянно вспыхивают, багровеют, пламенеют, алеют, становятся пунцовыми), дома, фермы, трамваи, магазины, кресла, обои, одежда, появляются слова, фонетически сходно звучащие. Таким образом, у Грина духовным посланием становится не только роман, эпизод, но и отдельное слово. Называние превращается в акт творения: едва упомянутые, появляются предметы, люди, происходят события. "И Слово стало плотию и обитало с нами" (Иоанн, 1, 14). Все элементы текстов, соединяясь, образуют стройную картину мира, подчиняющуюся воле Творца и свидетельствующую о нем.

Янсенистская религиозная традиция, в XVII в. давшая жизнь таким разноплановым и значительным произведениям, как "Грамматика" и "Логика Пор-Рояля", трагедии Ж. Расина, "Мысли" и "Письма провинциалу" Б. Паскаля, "Мемуары" кардинала де Реца, оказалась живой и плодотворной для французской культуры конца XIX и XX столетий. Современные писатели-католики сурово относятся к своим героям. Они ведут их путем испытаний, учат, что, только перестрадав, осознав свою греховность, человек становится истинно великим. Католическая литература хочет помочь и помогает, но именно это желание вести и учить ограничивает ее и в области поэтики, и в сфере идей.

Парадоксы "греховной святости" неразрешимы, если оставаться внутри этого художественного мира, предопределяющего выбор персонажей, развитие конфликта, финал.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...