1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Носителем сатанинского смертоносного начала оказывается женщина

Разумеется, Барбе д'Оревильи не первый обратился к этому сюжету, его использовал еще Франсуа де Россе в одной из новелл сборника "Трагические истории нашего времени" (1614), где дьявол в женском обличье соблазняет городского стражника и превращается в его объятиях в полуразложившийся труп. Но Барбе д'Оревильи, недоговаривая, создавая атмосферу тайны, превращает традиционное романтическое двоемирие в католическое. Но, пожалуй, главная черта "дьявольских" женщин — непреодолимая страсть к саморазрушению: они провоцируют свое убийство (оно, разумеется, рисуется как эротическая сцена, где сабля проникает в плоть — "Обед безбожников"), жадно, с наслаждением пьют яд ("Счастливые преступники"), губят душу и тело (герцогиня становится уличной девкой, умирает от дурной болезни, дабы отомстить мужу, опозорить его,— "Месть женщины"). И, что существенно, в момент смерти герцогиня превращается в послание, в текст: она травится чернилами, ее лоно муж запечатывает, как письмо, сургучом и саблей, она мстит надписью на визитной карточке, эпитафией на надгробной плите, своим некрологом.

Разные финалы оказываются по сути одинаковыми: границы между естественной смертью, убийством и самоубийством зыбки, почти не различимы. Эта тема остро зазвучит в романах Мориака, Бернаноса, Грина, где будет поставлена проблема всеобщей ответ-ственности за понуждение к смерти. Думается, здесь проявляется древнее манихейское представление о том, что земной мир, мир страданий и зла, сотворен не Богом, а Сатаной.

Душа устремлена к небу, к добру, тело — к дьяволу. Спасение — в разделении внутри себя тьмы и света; познание таинств делает человека инструментом высвобождения света. Он должен воздерживаться от всякого соприкосновения с плотским, дабы достичь чистоты и сохранить ее. "Идеальным завершением процесса будет смерть, уничтожение мира и человека"16.

Именно так, как нам представляется, построена большая часть католических романов, в первую очередь Бернаноса и Грина (в его дневнике часто встречаются рассуждения о физической смерти как освобождении).

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....