1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Носителем сатанинского смертоносного начала оказывается женщина

Разумеется, Барбе д'Оревильи не первый обратился к этому сюжету, его использовал еще Франсуа де Россе в одной из новелл сборника "Трагические истории нашего времени" (1614), где дьявол в женском обличье соблазняет городского стражника и превращается в его объятиях в полуразложившийся труп. Но Барбе д'Оревильи, недоговаривая, создавая атмосферу тайны, превращает традиционное романтическое двоемирие в католическое. Но, пожалуй, главная черта "дьявольских" женщин — непреодолимая страсть к саморазрушению: они провоцируют свое убийство (оно, разумеется, рисуется как эротическая сцена, где сабля проникает в плоть — "Обед безбожников"), жадно, с наслаждением пьют яд ("Счастливые преступники"), губят душу и тело (герцогиня становится уличной девкой, умирает от дурной болезни, дабы отомстить мужу, опозорить его,— "Месть женщины"). И, что существенно, в момент смерти герцогиня превращается в послание, в текст: она травится чернилами, ее лоно муж запечатывает, как письмо, сургучом и саблей, она мстит надписью на визитной карточке, эпитафией на надгробной плите, своим некрологом.

Разные финалы оказываются по сути одинаковыми: границы между естественной смертью, убийством и самоубийством зыбки, почти не различимы. Эта тема остро зазвучит в романах Мориака, Бернаноса, Грина, где будет поставлена проблема всеобщей ответ-ственности за понуждение к смерти. Думается, здесь проявляется древнее манихейское представление о том, что земной мир, мир страданий и зла, сотворен не Богом, а Сатаной.

Душа устремлена к небу, к добру, тело — к дьяволу. Спасение — в разделении внутри себя тьмы и света; познание таинств делает человека инструментом высвобождения света. Он должен воздерживаться от всякого соприкосновения с плотским, дабы достичь чистоты и сохранить ее. "Идеальным завершением процесса будет смерть, уничтожение мира и человека"16.

Именно так, как нам представляется, построена большая часть католических романов, в первую очередь Бернаноса и Грина (в его дневнике часто встречаются рассуждения о физической смерти как освобождении).

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак (фр. Jean-Louis Guez de Balzac, род. 31 мая 1597 в Ангулеме, ум. 18 февраля 1654 г., там же) — французский писатель. Биография Гез де Бальзак — сын анноблированного мэра г. Ангулем. Учился...

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...