1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Гаскар видит истоки современного человека не только в природе

Но в этом заявлении есть, однако, и некоторая доля писательского лукавства. Потому что, если Гаскару не откажешь в особом умении видеть мир, ему нельзя отказать и в особом умении описать увиденное. И эта способность связана с повышенным вниманием к выразительности слова, к точности и меткости стиля, к тому, что в 60-е годы вошло в писательский и литературно-критический обиход под названием "письмо".

Гаскар представляет акт творчества как процесс высвобождения воображения. Он признается, что "придает письму магическую власть. Мне хотелось бы сделать письмо еще более действенным,— говорит Гаскар в интервью журналу "Синтез",— мне хотелось бы сделать из него инструмент, столь же надежный, как музыка или живопись. . . " Впрочем, сам писатель остерегается, как бы подобные устремления не завели его в тупик "формальных поисков, вредных для всего остального". И вот в этой заботе об "остальном" — а под ним Гаскар подразумевает прежде всего познание, стремясь превратить письмо в его инструмент,— кроется отличие писателя от тех французских литераторов, которые видели в письме самодостаточную ценность.

Последние десять лет в творчестве Гаскара преобладают книги-размышления, напоминающие по проблематике и по жанру "Истоки", книги-биографии и сборники новелл, чаще всего на историческую тему. К числу первых следует отнести его книгу "Сад священника" (1979), в которой нашли воплощение его любовь и знание природы. Сад Гаскара становится предметом не только тщательнейшего — научного и одновременно лирического — описания, но и поводом для размышлений писателя о человеке в современном мире. Не случайно и в своих биографических работах Гаскар с большой охотой пишет именно об естествоиспытателях и исследователях природы (его книги о Бюффоне и Гумбольдте12).

Новеллистика Гаскара последних лет представлена сборниками "Форт" (1983) и "Дьявол в Париже" (1984), где основной проблемой оказывается проблема человеческой терпимости и отрицание всех форм нравственного, религиозного, философского догматизма, которые мешают человеку жить.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...