1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

XIX век величайших творений человеческого духа

XIX век, век величайших творений человеческого духа, оказался свидетелем того, как зародилось весьма опасное взаимное непонимание художника и публики. Раздраженные слепотой, невежеством и грубостью толпы, писатели-романтики создали и воплотили в жизнь некую теорию, одновременно эстетическую, этическую и социальную, которую принято называть теорией башни из слоновой кости. Романтикам нравилось изображать поэта существом исключительным, стоящим в гордом одиночестве в стороне от прочих смертных, созданием божественным и одновременно проклятым, жрецом высочайшего бескорыстного культа, абсолютно недоступного для непосвященных. И если во все времена существовали поэты непризнанные, то «поэт непонятый» — поистине создание XIX века.
Несмотря на то что многие замечательные творцы, действительно, не были оценены по достоинству современниками, мы твердо убеждены, что такое представление романтиков о художнике в равной мере вредно как для публики, так и для искусства. К счастью, эта теория ныне изживает себя, и нужно лишь ускорить ее падение.
В последние десятилетия XIX века взаимное непонимание между отдельными писателями и большей частью общества углубилось. Вилье де Лиль-Адан не побоялся заявить: «Вряд ли найдется более дюжины людей, способных читать что-либо иное, кроме этикеток на горчице». Подобные выпады настораживают. Встречая подчеркнутое презрение со стороны художников, публика подчас не оставалась в долгу. Раздор обострялся, как бывает, если в семье разлад и ни одна сторона не хочет сделать первый шаг к примирению. Многие писатели, отбросив свой долг наставника, примкнули к бесплодному направлению «искусства для искусства», «чистой и бесполезной красоты».
Так вот, это направление ложно и, не боюсь повторить, опасно. Искусство полезно. Это вовсе не означает, что оно должно служить проводником тяжеловесных доктрин — социальных, этических, экономических или других. Когда я говорю, что искусство полезно, в высшей степени полезно, я имею в виду, что оно служит жизни.
В упорядоченном обществе обязанности распределяются, согласно личным способностям и общественной выгоде. Специализация — без крайностей — неизбежна. Один гражданин производит машины, другой обрабатывает землю, третий лечит больных. Всякое ремесло необходимо, в каждом можно найти свою «неволю» и свое «величие». Но если, например, человек большую часть дня проводит за лечением себе подобных и делает это неплохо, поскольку эта прекрасная работа его увлекает и у него есть необходимые способности и знания, то у такого человека, говорю я, не всегда может оказаться время и дарование, чтобы осмыслить линии и краски окружающего мира, услышать и постичь музыку жизни, облечь свои наблюдения в законченную форму, наконец, чтобы выразить словами мысли, часто довольно смутные, подсказанные ему бытием. И находятся люди, готовые помочь ему в этом, — художники, музыканты, писатели, которые так же искусны в своем деле, как он — в своем.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен

  Биография Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался...