1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Типографские правила

Типографские правила выходят за рамки искусства типографа и пронизывают самую структуру фраз. Ибо то, что сказано о буквах, относится и к словам. Искусство письма по самой его сути состоит в том, чтобы живописать посредством сочетания неизменных элементов, а не посредством самих этих элементов; и это искусство, в той мере, в какой оно стремится к самопознанию, должно низвести слова до уровня букв. Но поскольку слова куда более разнообразны, чем буквы, их звучание и даже орфография могут сообщать одним словам большую силу, чем другим, что затрудняет сведение слова к роли элемента. И тем не менее этого требует сама идея прозы. Есть слова — и, если присмотреться, таких немало,— которые самим звучанием напоминают свой предмет, такие, например, как «храп», «шепот», «дрожь». Следует поэтому различать обиходные слова, в которых эта связь уже неощутима, слова редкие, привлекающие к себе в силу этого внимание, и в особенности слова, придуманные специально с этой целью. Коль скоро проза, по своей природе, требует не чтения вслух, а, скорее, если будет позволено так выразиться, чтения глазами, подобные эффекты, порождаемые звучанием слов, в ней неуместны и попросту теряются; следует предоставить их поэзии и красноречию. Более того, отсюда можно сделать вывод, небесполезный также и для поэзии, и красноречия, что такого рода средства, чуждые природе прозы, поистине разрывают движение речи, отвлекая внимание от сочетания слов, а это идет вразрез со структурой языка, поскольку объекты всегда рисуются посредством ряда должным образом связанных между собой слов и искусство письма черпает свою силу скорее в сочетании слов, нежели в них самих. Звукоподражание, таким образом, явилось бы погрешностью против вкуса.
Слово может также обладать властью в силу какого-нибудь предрассудка, это видно хотя бы по географическим названиям, звучащим по-особому для того или иного человека в зависимости от властных воспоминаний, связанных с каким-либо местом. Так звучит для какого-нибудь провинциала название города, где началась его сознательная жизнь; экзотические названия — для путешественника, как и названия городов, прославленных историческими событиями и произведениями искусства. Говорят же о магии слов, о том, что слова притягивают и отталкивают. Не отвергая вовсе это средство, позволительно все же считать, что, сколько ни изукрашивай так называемый плоский стиль подобными словами, обладающими магической силой, они пройдут мимо читателя, наивный автор будет повторять их лишь для собственного услаждения. Еще куда ни шло, если бы он читал свои произведения вслух; но печать обнажает слова, избавляя их от этих случайных уборов. А справедливо говорится — не грех и повторить это лишний раз, — что писать следует для наборщика. Отсюда ясно, почему хороший писатель никогда не делает ставки на какое-нибудь одно слово; он умеет производить сильное впечатление, пользуясь словами обиходными, умело их сочетая.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет

Мари Мадлен де Лафайет (урождённая Мари Мадлен Пиош де Ла Вернь, фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne; по мужу графиня де Лафайет, фр. Comtesse de La Fayette; в русской традиции часто просто...

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...