1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Сторонник «аристократии духа» Виньи

Сторонник «аристократии духа» Виньи только так и мог оценить сенсимонистскую идею равенства. Вместе с тем его восприятие соответствует в общем широкой тенденции начала 30-х годов: новизна и дерзость сен-симонистских принципов вызвали живую и часто осуждающую реакцию современников.

Поясняя свои принципы в октябре 1830 года, А. Базар и П. Анфантен подчеркивают, что пафос сен-симонизма не в там, чтобы вообще отменить неравенство, а в том, чтобы старому критерию прав — сословной привилегии рождения и наследственности — противопоставить природное различие способностей. Они определяют равенство как уничтожение сословных и наследственных привилегий и распределение благ между членами ассоциации на основе принципа эквивалентного вознаграждения труда: «Задача каждого должна быть выражением его способности, а богатство— мерой его труда». Этот принцип, подчеркивают Базар и Анфантен, выбран ими не произвольно, а, так же как и необходимость ассоциации, неизбежно вытекает из факта естественного неравенства людей. Природное различие способностей, на котором настаивают сен-симонисты,— это исходная идея буржуазного индивидуализма. Ее положительный смысл — расцвет личности, освобождающейся от сословных предрассудков феодализма,— Виньи не может принять из-за собственных сословных симпатий. Уничтожение старых привилегий и различий в обществе он считает бедствием, а поиски всех современных реформаторов представляются Виньи заблуждением. Основные их идеи в своем индивидуальном восприятии он доводит до абсурда: равенство превращается у него в унылое однообразие, низменность вкусов и характеров, а свобода — в хаос, царство анархии или террор.
Все это придает мировоззрению А. де Виньи трагический оттенок. В столкновении многочисленных сил и мнений гибнут старые традиции, в современном Париже все авторитеты подвергаются пересмотру и критике, и никому еще не ясны новые идеалы. Во всех доктринах, которые хотя бы на время привлекали внимание, Виньи находит лишь отрицание, сокрушение всего, отказ от веры и никакого удовлетворяющего ответа на многочисленные и мучительные вопросы. Поэтому он потеряет интерес и к учению Сен-Симона, с которым был знаком еще с 1829 года, и покинет группу Ламенне и Монталамбера раньше, чем газета «LAvenir», служившая ее центром, прекратит свое существование. Последние 8 строк — почти точный перевод отрывка из «Фауста» Гёте (сцена шабаша ведьм), появившегося во французском переводе А. Стапфера с иллюстрациями Делакруа в 1828 году.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...