1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Сент-Экзюпери возвращается во Францию

После полутора лет работы в Кап-Джуби Сент-Экзюпери возвращается во Францию, проходит в Бресте курс пилотирования гидросамолетов. С собою он привозит рукопись первой книги. Это—«Южный почтовый». К концу 1928 года повесть выходит у Галлимара, крупнейшего парижского издателя.

Тот, кто сначала прочел «Ночной полет», «Планету людей», «Маленького принца», «Военного летчика» — вещи, написанные Антуаном де Сент-Экзюпери после «Южного почтового»,— а потом уже это первое его произведение (именно в таком порядке знакомились с Сент-Экзюпери советские читатели), тот, вероятно, испытывает сложное чувство. Так бывает, когда смотришь на старые фотографии, на детские или юношеские снимки людей, которых ты узнал уже взрослыми. Радость и легкая грусть узнавания... В каждой главе «Южного почтового» слышишь голос, видишь манеру, узнаешь мысли, которые полюбились тебе по другим книгам писателя. Пустыня, пески, пейзаж, застывший во внутренней своей динамике — в динамике его восприятия человеком; братство пилотов, суровая и нежная дружба людей, занятых общим делом; порыв к преодолению одиночества; хрупкий шорох эфира, слова тревоги и надежды, идущие сквозь расстояния, сквозь грозы и горы; и где-то, ненавязчивым, но постоянным фоном, — мотив детства, воспоминания о школьных годах, о юношеской любви; поиски формулы, которая помогла бы понять нравственный закон, а закон этот необходим герою как воздух; наконец, сам этот герой, летчик и стихийный философ, мятущийся молодой человек, ведущий диалог с тучами, с машиной, с самим собой, с далеким другом... Неповторимая, изящно-угловатая, отрывистая и внутренне плавная сент-эксовская фраза, завораживающий ритм — нервный, но не издерганный, не больной, а насыщенный радостью, или болью, или гордостью, или сомнением — здоровыми чувствами здоровых людей. Обращение рассказчика к герою на «ты» (как ж Гийо1ме в «Планете людей»). Метафоры неожиданные, но все до единой, словно лучи из одной точки, идут они от непосредственного опыта летчика, глядящего на землю, которая распласталась там, внизу, под крылом. Метафоры лаконичные, суховатые, но словно освещенные изнутри. В центре всего—человек, частичка теплой живой материи, хрупкая и вечная в своих муках и гордых порывах антитеза хаосу мертвого камня, вызов минеральному равнодушию скал и пустынь... Дорогие нам приметы стиля. Собственно, стиль здесь еще в становлении, но уже радостно угадывать в нем мастерство, пропорциональность, логику, лиризм зрелых книг Сент-Экзюпери. Пока еще — дерзкая проба сил, сил так много, что они порой подминают под себя грядущую взвешенность, завтрашнее чувства меры, тратятся не всегда экономно: где-то перебрано краски, и подчас где-то совсем рядом, в опасной близости, пролегает черта, за которой красота людей, мира, жизни, красота рассказа о жизни может обернуться уже не красотой, а красивостью. Стиль в становлении, но уже безошибочно скажешь: это Сент-Экзюпери.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...