1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Роман «Гаврская улица»

Нет равнодушия в интонации, с какой говорит о людях в романе «Гаврская улица» (1957) Поль Гимар. Маленькие заботы, из которых состоит повседневная жизнь, и внимание писателя к этим заботам — такова эта книга. Мечты о счастье, мечты тоже некрупные, без полета, о счастье тоже камерном, приземленном, — таков этот мир.

Достоверные психологические детали не принижают, не мельчат характер того или иного героя, а делают его понятнее и ближе читателю. Поль Гимар умеет заинтересовать нас повседневными делами старика, продающего на углу билеты национальной лотереи, девчонки, мечтающей стать актрисой, молодого художникадекоратора. Доброе отношение автора к изображенному им уголку Парижа не пропадает даром. Оно в какойто мере выводит личные устремления героев в мир человеческих связей и контактов. Доброе отношение уже само по себе вносит социальную ноту в роман.
В условиях теперешней борьбы писателейгуманистов против засилья литературы, унижающей человека, даже такой гуманизм, как в книге Гимара, человечность камерная, абстрактная (или чересчур конкретная, что, пожалуй, одно и то же: крайности смыкаются), делает свое полезное дело. Людям нужно тепло. Читая книгу о жителях Гаврской улицы, о пассажирах электричек, прибывающих по утрам из парижских предместей к вокзалу СенЛазар, читатель ощущает прежде всего человечность. Философская концепция, которая лежит в основе романа Поля Гимара, звучит менее отчетливо.
А концепция эта, выраженная в сюжетнокомпозиционной структуре романа, говорит о господстве случая в жизни людей. Человек не властен изменить ход событий— прежде всего потому, что самый этот ход зависит от тысяч случайностей. Валится на голову старого Жюльена Легри пепельница, случайно упавшая из окна; Катрин, верившая, что ей обеспечена карьера кинозвезды, случайно (режиссер увлекся другими планами и другими актрисами) оказывается у разбитого корыта; Катрин и Франсуа случайно знакомятся друг с другом—в результате несчастья, которое произошло с Жюльеном Легри, и т. д. Случай — хозяин жизни. Мягкая теплота к людям и мягкое, без нажима, отрицание исторической логики — таков Поль Гимар «Гаврской улицы».
Но концепция эта обретает несколько иной смысл в его романе «Ирония судьбы» (1962). Автор настолько увлекся философской стороной дела, что в значительной мере утратил непосредственность рассказа о живых людях. Больше того, стремление наглядно доказать власть случайности приводит Гимара к разрушению художественной цельности произведения.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...