1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Понтий Пилат не умыл рук.

Причин тому было много — и характер у него был сложный, и фарисеев и первосвященников не любил он, и просто по-человечески не захотел пойти на подлость. Словом, не умыл. Христос дожил до глубокой старости, был одним из пастырей небольшой общины, христианство, так сказать, не состоялось.

И история Европы пошла по иным путям. Случай сказал не то слово, которого от него ожидали.
Это уже другая книга. Это роман «Понтий Пилат» (1963). Ее автор — Роже Кайюа, известный эссеист, критик, переводчик, автор глубокого исследования о творчестве Сент-Экзюпери. Написанная остроумно, изобретательно, со скрытой иронией, повесть Кайюа исследует возможность иного, не того, что зафиксировано в Евангелии, поведения римского прокуратора Иудеи. И дело здесь не в том, верит ли сам автор в столь серьезно излагаемую им историю, и не в том, мог ли или не мог Пилат спасти Христа от казни. Дело в том, что владыкой истории признается его величество Случай. Железная рука случая пригибает к земле волю людей так же неумолимо, как и железная рука исторической необходимости. Людям остается лишь уповать на счастливые случайности. Кайюа тщательно анализирует мысли и поступки своих героев, связи этих мыслей и поступков друг с другом, с мыслями и поступками других героев. История сплетается здесь из прихотливых узоров отдельных, частных, индивидуальных действий.
В 1959 году вышел в свет роман «Званый обед». Автор— Клод Мориак, сын знаменитого романиста. Взяв_ в руки объемистую книгу, читатель обнаружит вложенный в нее листок с чертежиком — окружность, по ней восемь маленьких кружков. Это план круглого стола, за которым сидят восемь человек: хозяин, хозяйка, шестеро гостей. Чертеж — своего рода ключик, с помощью которого можно понять роман. Впрочем, что с ключиком, что без него — понять его очень трудно. Весь он, с первой до последней страницы, представляет собой стенограмму застольной беседы, где реплики обедающих (не снабженные ни единой авторской ремаркой, лишенные даже указания на то, кто именно из присутствующих произносит именно эти слова) перемежаются их мыслями (опятьтаки нигде не указано, чья это мысль, того ли персонажа, чьи слова мы только что прочли, или его соседа). Ни единого слова пояснения, ни портрета, ни характеристики, ни обстановки, ни сведений об имени, возрасте, профессии (если не считать чертежика, где есть имена гостей,— это, видимо, единственная уступка традициям, на которую пошел писатель). Сквозь подобную головоломку надо продраться— только тогда, гденибудь к сотой странице, начнешь привыкать к этому стилю, начнешь узнавать (и то поглядывая в чертежик), кому из восьмерых принадлежит данная манера изъясняться или мыслить, начнешь соображать, какие отношения объединяют и сталкивают этих людей. И тогда, поняв, ты увидишь, как язвителен замысел романа, какая открывается благодаря ему пропасть между мыслями и словами собравшихся здесь представителей парижского света, сливок интеллигенции и магнатов искусства, сколько лицемерия в их поведении, какая духовная пустота за их речами и позами. Первая реплика, открывающая роман,— «...народ, если он борется за свободу, где бы и как бы это ни происходило, всегда прав». Заключительная сентенция, последняя в романе, — «...чтобы вернуться к началу нашего разговора, я позволю себе заметить, что свобода...». В обрамлении этих высоких слов — пустое щебетанье, сплетни, салонный обмен любезностями, обсуждение новинок литературы, мысли, продиктованные злобой, завистью, похотью, скукой, расчетом, мстительностью, алчностью. Картина безжалостная и по сути своей правдивая.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...