1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Положительная программа Сент-Экзюпери чиста и благородна.

Но она не говорит, какими средствами ее осуществить. Конкретная, точная, определенная в своем отношении к живым и конкретным людям, эта программа становится отвлеченной, как только попытаешься приложить ее к решению более общих проблем.

Сент-Экзюпери говорит о целях; они благородны и человечны. Но как их достичь? Об этом мы у Сент-Экзюпери ничего не найдем.
Главное для него — братские связи между людьми, узы, объединяющие людей. Он считает, что узы эти крепнут лишь вопреки социальным установлениям, вопреки кастовым перегородкам, разделяющим людей.
Антуан де Сент-Экзюпери отвергает политические, экономические, общественные формы связей человека с человеком; эти стороны социального бытия кажутся ему чуждыми, даже пагубными. С величайшим недоверием относится он к политике—к политике вообще. Практически же, в своих книгах, говоря о конкретных людях и судьбах, он прежде всего осуждает политику буржуазии, штампы цивилизации буржуазной, превращающей человека в «функцию». Писатель любит людей — и ненавидит поэтому бюрократизм, мещанство, официальную демагогию.
Презрительное отношение к «.политике» и «партиям» Сент-Экзюпери обобщает и абсолютизирует в своих рассуждениях и раздумьях, которые неотделимы от конкретнообразной стороны его книг. Обобщает, абсолютизирует и переносит на любые формы общественного уклада. Ненависть к войне он переносит на войны вообще; ужас перед насилием приводит его зачастую и к осуждению насилия революционного (например, в некоторых оценках испанских событий тридцатых годов).
На общество Сент-Экзюпери смотрит прежде всего под углом зрения нравственным. Но все равно в поле его писательского зрения неизбежно попадают те или иные элементы сложнейших общественных отношений. Как радуется Сент-Экзюпери, когда расцветает улыбкой лицо испанского солдата, — но ведь это не просто солдат и не просто солдат Испании, а солдат Испании республиканской. Как счастлив Сент-Экзюпери увидеть приметы нового быта Москвы, уловить знаки высокой духовной устремленности москвичей,— но ведь это столица социалистического мира. Значит, улыбка расцветает не только вопреки, но и благодаря!.. Благодаря общественным связям, но только связям новоготипа, благодаря политике, но только такой политике, цель которой — расцвет человеческой личности, пробуждение спящего в людях Моцарта. Недаром книги Сент-Экзюпери так полюбились людям, сделавшим знаменем всей своей жизни и своей политической борьбы любовь к человеку, братство и счастье тружеников — именно те нравственные идеалы, которым всю жизнь был верен автор «Планеты людей».

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry, 15 ноября 1607, Гавр — 2 июня 1701, Париж) — французская писательница, представительница прециозной литературы. Биография Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди....

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...

Клод Кребийон

Клод Кребийон

Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crébillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона. Биография Воспитывался в...