1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Почва теперь расчищена

В начале этой работы я определил поэзию как использование языка с определенной целью... но нужно ли говорить о цели? Скажем лучше: во имя гоночного наслаждения.
Ибо следует избегать нарочитости. Художник, пекущийся о своем мастерстве, подобен плясуну на канате, который стал бы вдруг печься о своих ногах. Музы — безгрешные девственницы, и насилие обращает их в бегство. Мою поэтическую систему можно было бы резюмировать одним выражением античной мудрости: «Не мешайте музыке». Дайте ей изливаться стихийно. Постарайтесь, чтобы она изливалась.
Язык, несомненно, способен служить непосредственно насыщению наших чувств посредством вымысла, который он сам творит. Сколько поэтов предавались с успехом описанию женского лица и тела, или пиршества, запах и вкус которого им удается нам передать, или ландшафта, битвы... не счесть... либо какого-нибудь ужасного зрелища, обогащающего своей неприкрашенностью нашу способность воображения! Внимание и восприятие уже не связаны узкой поверхностью своей прямой траектории, но, пробуждая память, увлекают в конце концов почти все наше существо. Однако главная цель в этом случае — доставляемое удовольствие, инструментом которого становится язык. Удовольствие это существует само по себе, но в описанном виде оно доставляет нам радость, сила которой значительным, хотя и не главным образом обязана языку.
Мы уже говорили, что важнейший элемент всякого искусства, каково бы оно ни было, выражается взаимосвязью. В поэзии эта взаимосвязь охватывает идеи, образы, чувства и особенно звуки, совокупно ведомые известным ритмом, подобно тому как в живописи связаны краски и линии, в скульптуре и архитектуре — объемы и пропорции, а в музыке — тембр и темп.
Поэзия многосоставна, и благодаря этой многосложности она только и доставляет слуху и сердцу слушателя удовольствие, на какое способна. Удовольствие это порождается, в сущности, посредством чувств, отданных во власть вибрации, при сближении, взаимодействии и слиянии самых разнородных идей, и оно приносит нам ощущение благостного, пьянящего и почти божественного расширения наших возможностей.
В нас одновременно ощущение световое, ощущение слуховое и пространственное, а также, прежде того и другого, ощущение духовное: покой, который боги даруют земле.
Мы воистину сами участвуем в усилии пахаря, нажимающего на рукоятки плуга, и мы слышим полый, как память, звук этих ржавых скорлуп, которые катятся под ударами лемеха. Это мы сами вспахиваем ниву прошлого, извлекая на свет разоблачительные обломки. Магия искусства наделяет мгновение вечностью.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...