1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Огонь, любовь, тепло, камень, песок, солнце, дерево...

Возвращая этим словам, этим первоэлементам связей человека со вселенной, их первичный, почти таинственный и всегда совершенно земной смысл, Сент-Экзюпери идет от реальных жизненных ассоциаций. Здесь нет ни капли абстракции; понятия высшего, «метафизического» порядка выводятся из прямого опыта.

О самом же этом опыте, о встречах, полетах, авариях, опасениях, сомнениях, победах рассказывается не заземлено, а романтически, с внутренней радостью: не растрачен в душе писателя драгоценный смысл понятий «огонь», «любовь», «тепло»— тот самый смысл, которым живут эти слова в поэзии Поля Элюара...
Поэт и ученый, Сент-Экзюпери не устает удивляться. Удивляться красоте человеческой улыбки, красоте розового песка на заре, красоте времени, спрессованного на пустынном плато, — это века материализовались здесь в черных звездных слезах, в метеоритах, усыпавших плато. Он удивляется, глядя, как в маленьком испанском бухгалтере пробуждается человек, как человек этот идет сражаться против фашистов. Удивляется и радуется.
Он радуется, но и страдает. Потому что на теле человечества он видит незаживающие язвы. Люди всегда ощущают потребность родиться заново, а в них засыпает, цепенеет, умирает Моцарт. Еще чаще этого Моцарта в них убивают. Антуан де Сент-Экзюпери не хочет, чтобы Моцарт превратился в прозябающего тулузского или мадридского мещанина.
Не называя точного социального адреса, «Планета людей» анализирует порою общественные отношения между людьми. Что было первым толчком, заставившим Гийоме сделать шаг, и потом еще, и потом еще и еще шаг к своему спасению? Разумеется, он думал о товарищах, он любил их, он хотел выжить для себя и для них. Но вдруг, ,как укол, мысль, и она подгоняет даже сильнее, чем память о друзьях. Мысль о страховом полисе. Жена останется нищей, если он пропадет без вести и тело его не найдут. В течение четырёх лет жена не будет получать ни франка, таков закон. Надо, чтобы тело его было найдено. Надо прижаться к скале, чтобы талые снега не унесли труп в океан, надо думать о страховом полисе...
А старый «канцелярист», свернувшийся «в своем буржуазном благополучии»? А штампы цивилизации, уродующие людей? Книга Сент-Экзюпери утверждает величие человека, проявляющееся несмотря на бредовую нелепость социальных условий. Ему больно за людейроботов, обреченных проводить жизнь в бессмысленной грате мускульных и духовных сил, больно, что люди теряют ощущение своих связей с другими людьми, утрачивают творческое начало, перестают понимать природу, искусство, красоту.
Но как, как заставить людей — всех, а не только пилотов и садовников — ощутить эту святую ответственность, как пробудить их, как разбудить в них Моцарта, как вдохнуть в них Дух (ибо «только Дух, коснувшись глины, обращает ее в человека»)? Людям, как розам, нужен уход, забота, доброта, — но кто же будет любовно взращивать людей? Где пути, где инструменты, где солдаты?

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...