1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Однако она не ждет от столетия никаких выгод

Связанная собственною судьбой, свободная от всякой идеологии, она осознает себя равной самой жизни, которая не нуждается ни в каком оправдании. И словно сплошная огромная дышащая строфа, она охватывает единым объятием настоящего все минувшее — и грядущее, человеческое — и сверхчеловеческое, все планетное пространство — и пространство вселенское. Ей ставят в упрек темноту, хотя темнота эта вызвана не особой ее природой, понуждающей ее светить, но, напротив, той ночью, какую она исследует и исследовать обязуется, — ночью самой души и тайны, в которую погружено человеческое существо. Ее язык всегда противился темноте, и этот язык не менее требователен, нежели язык науки.
Итак, своей безусловной причастностью к сущему поэт связывает нас с постоянством и цельностью Бытия. И урок его оптимистичен. Он уверен, что единый гармонии правит неразделимым миром действительности. Ничего в этом мире не случится такого, что по природе своей превзошло бы диапазон человека. Самые страшные катаклизмы истории суть лишь периодические такты внутри более обширного цикла взаимозависимостей и возобновлений. И фурии, которые, высоко подняв факел, проходят по сцене, освещают лишь некий миг нескончаемо долго тянущейся темы. Созревающие цивилизации отнюдь не гибнут в закатных муках, но лишь сбрасывают кожу. Только застой опасен. Поэт — это тот, кто обрывает за нас нить привычки.
Так поэт невольно оказывается связанным и с превратностями истории. И в драме его эпохи ничто ему не безразлично. Пусть он выразит ясно для всех вкус к жизни в яростной этой эпохе! Ибо велик он и нов, — этот час, когда сызнова себя находишь. И кому же уступим мы честь нашей эпохи?
«Не бойся, — молвит История, снимая однажды свою свирепую маску, и рука ее чертит в воздухе примирительный жест азиатского божества, упоенного истребительной пляской.— Не бойся и не сомневайся, ибо сомнение тщетно, а боязнь раболепна. Вслушайся лучше в ритмическое биение, которым воздетая моя рука полнит, движущая, величие вечно творимой человеческой фразы. Неправда, что жизнь способна самое себя отрицать. Ничто живое из небытия не выходит и небытия не ищет. Но и ничто не в силах сохранять форму и меру, выдерживая непрерывный напор Бытия. Трагедия не в метаморфозе как таковой. Истинная драма века — в разрыве, которому позволяют расти, между человеком во времени и вневременным человеком. Человек, озаренный на одном из склонов,— должен ли он на другом померкнуть? И его ускоренное созревание в обществе без общения — не окажется ли оно созреванием ложным?..»
Неделимый поэт призван свидетельствовать среди нас о двояком призвании человека. А это значит — восставить перед разумом зеркало, более восприимчивое к его духовным возможностям. Это значит — воззвать в гуще века к человеческому назначению, в большей мере достойному человека исконного. Наконец, это значит — с большей отвагой вливать многоликую душу в циркуляции мировой духовной энергии... Рядом с энергией атомной — достаточно ли для целей поэта его скудельной лампады? — Достаточно, ежели о скудели не забыл человек.
И к поэту нет больше требований, если он воплощает больную совесть своей эпохи.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...