1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

О романе

Произведению историческому, даже самому прекрасному, недостает материи; оно всегда несколько абстрактно. В произведении эпическом есть своя устойчивость и жизненность благодаря движению, пожирающему мысль. История, как уже говорилось, связует действия по-иному; она неизменно отправляется от действий и восходит к причинам, идеям, чувствам или страстям, опираясь только на кем-то сказанное или написанное. Вот почему все её предположения сводятся к общим истинам, бросающимся в глаза благодаря силе воздействия и сжатой ударной форме. Нередко история оказывается бессодержательной из-за того, что она приемлет мотивы поступков, в которых все признаются, но в которые не укладывается ни значительность последствий, ни серьезность препятствий; такого рода причины, лежащие на поверхности общих интересов и суетного воображения, не бросают никакого дополнительного света на факты. Настоящий историк глядит глубже. Но поскольку закон истории повелевает всегда восходить от действий к причинам и от речей к побуждениям, даже серьезный историк обречен на движение внутри абстрактных категорий, подобно человеку, исследующему корысть или честолюбие, словом — страсти театральные. Страсти реальные — куда более детские, сильные, гораздо теснее связанные с механизмом тела — от историка ускользают. Заметьте поэтому, что отличие истории от романа вовсе не в событиях или анализе характеров, а в том, что ее утверждения зависят от свидетельских показаний и не могут не сохранить их формы. Короче, в истории нет места для интимного; она самое большее воссоздает людей такими, какими мы их видим, неизменно восходя от поступков к побуждениям. В противоположность отправной точке историка материал романа — Интимное признание, не подтверждаемое никакими свидетельствами, оно бездоказательно и именно поэтому придает достоверность действиям, описываемым романистом. Таким образом, моделью романа является «исповедь».
На этом стоит остановиться; ибо от слова роман возникло два производных — романический и романтичный, которые служат хорошим, хотя и достаточно редким, примером долговечных находок, способных соперничать по своему смысловому богатству с самыми древними словами. Историческая сторона характера —- то, что подлежит суду истории,— это мысли и побуждения человека, которые известны по свидетельствам современников и которые будут сами рассматриваться как свидетельство. Но романическая или романтичная сторона характера подразумевает истинные страсти, то есть грезы, радости, печали, диалоги с самим собой, о которых люди не говорят вслух из стыдливости и в силу общепринятых норм поведения. Впрочем, эта сторона душевной жизни превалирует лишь у мечтателей и в особенности занимает большое место в самом романе, поскольку в обычной жизни действие поглощает грезу. Действие выглядит так, как видят его свидетели, и впоследствии о его побудительных причинах в немалой степени судят по свидетельствам. Нам ничего не известно о грезах Бонапарта; и вполне вероятно, что его честолюбивые замыслы порождались результатами действий; ибо успех сам по себе непременно сообщает повое направление нашим действиям, а подчас и вносит нечто новое в нашу натуру. И как раз идея, что действие никогда не реализует мечту, — идея романическая или романтичная. Всякое действие социально; и, если оно не обусловлено обстоятельствами, оно порождено непосредственным суждением, связанным с восприятием данного момента; в этих реальных побуждениях нет ничего романического. В этом отношении весьма показательны военные действия — в них легко различить смутные грезы, абстрактные причины, поддающиеся свидетельствам, и, наконец, причины реальные, порожденные моментом и его восприятием. Романическое в каждом человеке нежизнеспособно, неустойчиво. И, по правде говоря, подобно всем опытам чистого воображения, в жизни романтичная греза быстро теряет почву под ногами; так что, не воплотись в действие, она погибает от скуки. Иное дело художественное произведение, где само действие служит грезе опорой. Следовательно, романическое не может существовать вне романа.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....