1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Новые методы анализа

Новые методы анализа, о которых шла речь выше, позволяют сделать то открытие, что типичный отдельный человек отражает движение, конфликты, прогресс, происходящие в коллективе, причем, в какой бы своеобразной форме это ни происходило, мы имеем право говорить о «превратностях сходства». Говоря проще, для романа пришло время переходить от изучения психологических «казусов» к философской концепции человека — человека в естественном окружении его времени.
Трудный переход. Разумеется, тут можно прибегнуть к определенным приемам, например не давать героям имени или умножать их число, помещая всех на одном уровне. Но тут недолга впасть в искусственность. По зрелом размышлении окажется, что чрезмерной персонализации героев можно избежать только полностью опрокинув привычную точку зрения романиста. И тогда начинаешь понимать роман как историю, показанную через ситуацию, а не через персонажей, через объект, а не через субъект или субъектов.
Вы скажете: вот мы и вернулись к пресловутому «вещизму» — ратному коню теоретиков «нового романа». Но давайте договоримся: объект должен быть выбран писателем как угол зрения только в том случае, если он обладает значимостью, если занимает существенное место в жизни человека. Речь идет не о том обманчивом живописании материальной действительности с целью дегуманизации, к которому приучили нас теоретики «нового романа».
Пусть простится мне, если я приведу следующий пример г(ведь пример — не обязательно образец): в настоящий момент я работаю над книгой, которую я назвал бы романом о соли (с моей точки зрения, это не эссе, не этюд, а именно роман). И мне кажется, что никогда я не писал ничего более человечного.
А главное, ничего более похожего на роман, я настаиваю на этом, потому что могут подумать, будто такой роман лишен интриги. Но разве наши отношения с повседневной действительностью, с самой материей не предоставляют писателю все новые и новые интриги? Здесь перед нами открываются онтологические или, если угодно, поэтические сюясеты. Тема влечет за собою стиль и определяет его. В таком расширенном, как я его понимаю, романе уже заведомо, до его написания, заложена поэзия. Называя мир, невозможно писать плохо.
Освобожденный от замшелых условностей, от повествования, рабски следующего за обстоятельствами, освобожденные от культа героя, повернутый от субъекта к теме (не говорю — к заданной тезе), роман может стать самым широким и самым гибким средством литературного выражения. В таком виде он сделался бы инструментом синтеза истории человека, способным прочно зафиксировать ее глубокое значение, передать будущим поколениям послание от предшествующих эпох и таким образом обеспечить нам решительную победу над временем.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry, 15 ноября 1607, Гавр — 2 июня 1701, Париж) — французская писательница, представительница прециозной литературы. Биография Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди....

Антуан Годо

Антуан Годо

Антуан Годо (фр. Antoine Godeau) (24 сентября 1605, Дрё — 21 апреля 1672, Ванс) — французский поэт и священнослужитель, один из первых членов Французской академии. Биография и творчество Кроме академических работ по словарю французского языка,...

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...