1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Марсель Швоб придерживается того же мнения, что Карлейль

«Биографы,— пишет он,— полагают, что нас может интересовать только жизнь великих людей. Искусству чужды эти соображения. В глазах художника портрет неизвестного работы Кранаха так же ценен, как портрет Эразма. Эта картина неподражаема не благодаря имени Эразма. Искусство биографа должно было бы состоять в том, чтобы придавать такую же ценность жизни безвестного актера, как жизни Шекспира. В силу низкого инстинкта мы с удовольствием замечаем укороченность стерномастоидного мускула в бюсте Александра или прядь волос на лбу Наполеона. Но улыбка Монны Лизы, о которой мы ничего не знаем (быть может, это лицо мужчины), куда более загадочна, и гримаса на картине Хокусаи наводит на более глубокие размышления. Тому, кто захотел бы вступить на поприще, где с таким блеском подвизались Босуэлл и Обри, без сомнения, следовало бы не описывать во всех подробностях самого великого человека своего времени и не характеризовать самых знаменитых людей прошлого, а с такой же доскональностью рассказывать неповторимую жизнь безвестных людей, будь то люди, достойные преклонения, заурядные или преступные».
Несмотря на все обаяние этого отрывка, я не нахожу справедливыми выраженные в нем идеи. Ведь жизнь безвестных людей не оставляет следов — разве только представить себе гениального человека, который писал замечательные письма, никогда не публиковавшиеся. Но, публикуя их, этого человека тем самым включают в разряд выдающихся писателей. У романиста совсем иной выбор, чем у историка. Он не связан клятвой быть правдивым и пользоваться только подлинными документами и фактами. Он, следовательно, вправе вывести безвестного, заурядного человека и приписать ему те или иные речи и размышления. Но как быть бедному биографу, что может он сказать о человеке, который не оставил ни писем, ни дневника, ни свидетельств друзей, ни следов своей деятельности? Тут у него нет иного выбора, как повествовать о жизни лица, с которым он жил. Без сомнения, такой писатель, как Босуэлл, смог бы «босуэллизировать» какого-нибудь своего безвестного друга, как он «босуэллизировал» доктора Джонсона, но это было бы не так интересно.
Есть и другой довод в пользу выбора лиц, игравших важную роль в истории или в искусстве, и он состоит именно в том, что выражение «играть роль» здесь не просто метафора. Человек, выполняющий высокую функцию, будь то функция монарха, функция полководца или та особая миссия, которая внушает поэту уважение к своему таланту, волей-неволей действительно играет роль, а потому его личность в какой-то мере утрачивает ту непостижимую сложность, которая свойственна всякой человеческой личности и которая придает ей органическую, а не искусственную цельность. Великий человек (а часто даже король, которого нельзя назвать великим человеком) формируется своей функцией: он бессознательно пытается сделать из своей жизни произведение искусства, стать тем, кем хочет видеть его мир, и таким образом приобретает — не вопреки себе самому, но помимо своей воли и независимо от своей натуры — характер изваяния, который делает его хорошей моделью для художника. Не случайно Стрэйчи выбрал королеву Викторию; если бы королева Виктория не была королевой, она была бы, пожалуй, занятной старой дамой, но не была бы исполнена той странной и тонкой поэзии, которую придает ей смешение качеств самой заурядной женщины с необходимой для королевы цельностью характера.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...