1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Француз читает много

«Француз читает много,— говорит Руссо в «Новой Элоизе»,— но читает он только новые книги; вернее, он пробегает их глазами и даже не столько ради них самих, сколько ради того, чтобы сказать, что он их читал».
Если бы слова Руссо вполне соответствовали действительности, то возник бы вопрос: зачем нужен сегодня этот массовый выпуск романов, научно-фантастической литературы, трудов по искусству, поэзии, истории, книг об исследованиях и путешествиях и даже столь популярных карманных словарей самого разного профиля?
И все-таки, спросите вы, для чего нужен роман? Согласно довольно спорной и несколько метафизической концепции, роман — это нередко принесение себя в дар другим. Непосредственное или обдуманное.
Во всяком случае, такой дар невозможен, если нет интереса к людям, реальным или вымышленным. В этом и заключается одна из основных функций романа: он знаменует собой проникновение других людей в замкнутое пространство нашей жизни. Он может быть также событием, через которое познается мир. Но литературное событие — это необязательно шедевр. И не всякий шедевр — непременно литературное событие. Называя данное произведение литературным событием, мы выносим не критическое, а историческое суждение, отмечая исходную дату, рубеж, скандал. Вспомним Флобера («Госпожу Бовари») или Бодлера («Цветы Зла»). Они были молодостью своей эпохи, и она узнавала в них себя. Такова в числе прочих причина затевавшихся против них процессов.
Итак, роман выступает как дар, причем тот, кто его преподносит, неизбежно сопоставляет себя с тем, кому этот дар предназначен, то есть с читателем, независимо от того, стремится ли он возвысить его до своего уровня и считает способным на это или подстраивается под вкусы публики или под те вкусы, которые оп ей приписывает.
Книга, как говорит Флобер,— это «сложный организм». Создавая роман, писатель, по сути дела, посылает сигнал, чтобы внешне обыденная речь, книга, адресованная нам и написанная с расчетом на нас, донесла этот сигнал как приглашение к разговору.
Во всяком случае книга играет свою роль посредника. Она передает нечто, что побуждает нас к размышлению. Призывает вступить с ней в молчаливый диалог. Оказывает на нас незаметное, скрытое воздействие взгляда и чувства. Вот почему, как советуют потребителю, надо знать «твердую цепу товара» — я имею в виду литературные премии. Ибо существует опасность проявить недостаточную требовательность — требовательность к себе и к другим.
В сущности, такой строгой иерархии в нашем повседневном чтении не существует. Один роман неизменно влечет за собой другой. И, как всякое действие человека, он в той или иной мере наделен выразительностью. Выразителен даже отказ романиста от самовыражения.
Роман, таким образом, есть не что иное, как момент присутствия авторского сознания среди людей, с которыми что-то происходит. Это присутствие может быть длительным, если язык достигает такого совершенства, что смысл произведения не перестает удивлять и волновать.
Выражаясь обобщенно, роман может передавать «видение» мира. Он стремится построить необходимые мосты, чтобы вымысел подвел к размышлению, чтобы язык романа был активным посредником. Такова его основная функция.
Есть у него и другие функции, которые, словно в партитуре, соответствуют разным регистрам. Обладая зарядом эмоций — эмоций своих воображаемых или реальных персонажей — роман далек от того, чтобы сделать этих персонажей для нас непроницаемыми, оставить скрытыми их внутренние побуждения; напротив, он приобретает большую ценность от того, что расширяет границы нашего существа и заставляет нас испытать всевозможные радости и горести. Он изображает их с гордостью и могучей способностью проникать повсюду.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по...

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....