1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Эпическая поэма — это зрелище, поэма драматическая — действие

Действие доверено актерам. Если эпическая поэма разрабатывает ситуацию, то есть некий духовный ландшафт,— драма актуализирует, завершает, обосновывает, возносит на уровень образца один из тех ипкоативных3 споров, более или менее полных значения, в гущу которых беспрерывно нас погружает текущая жизнь. Атмосфера и общий тонус, возникающие в результате, отличны от тех, какие свойственны эпопее. Рассказчик сознательно остается за пределами повествования. Но зато драма вводит нас в самую темную область человеческого сознания — область сна. Наш разум во сне низводится до пассивного или полупассивного состояния, уподобляясь помосту, он наводняется призраками: откуда они? Не только из памяти, — и эти призраки добиваются от нас участия в свершении некоего события. Итак, я решусь назвать драму управляемым сном. Как только тема — откуда она? — внушена, возникают и персонажи, нанятые невидимым антрепренером, чтобы от пролога к развязке служить ее объяснению. Мало-помалу все организуется. Но дело здесь обстоит не так, как в обычном театре (если можно сравнить...), где мы платим за свое место и где зал связан со сценой лишь проблесками невнятного общения. В данном случае то и другое связаны, как эмбрион с матерью, органическими раздражителями. Инициатива исходит от сцены, но зато публика — какой это хор! Умолчим о критике — критике беспощадной! Умолчим и о двух постановщиках, слева и справа от сцены, у каждого выхода, — о тех, что исподволь объясняют актерам, кого им играть и что нужно им делать; лучше представим себе яростный топот за кулисами, где актеры горят нетерпением выйти на сцену; представим себе ураганный восторженный рев, электризующий и ускоряющий действие, которое творит себе собственный закон и собственное правдоподобие, так что слово буквально обдаст нас брызгами! Представим себе и публику в слезах, с бездонной страстью требующую концовки! О, недостаточно было поэту одного-единственного голоса; ему нужна была вся эта труппа, собравшаяся на сцене, и великому множеству, алчущему абсолюта и истины средь иллюзорности буден, нужны были эти высящиеся подмостки, а на них — это видимое заклание!
...Такая потребность, захваченность, такое незримое устремление, на которое драматург лишь откликается... но почему только драматург? Не только драматург — поэт, всякий поэт, кто бы он ни был... устремление, вдохновение... не уместно ли здесь высказаться о неоспоримом и загадочном феномене, именуемом вдохновением?

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...