1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Человечество всегда отвергает старых богов

Человечество всегда отвергает старых богов, не отказываясь при этом от всех обрядов. Все революции в литературе — только видимость. Реальна лишь эволюция. Было бы чрезмерной расточительности отказываться от плодов столь длительного, дорогостоящего и полезного опыта. Реализм оставил в наследство романистам немало точных и ценных инструментов, которые нельзя без серьезного ущерба отправить в лавку старьевщика.
Вряд ли какой-нибудь естествоиспытатель, пусть даже величайший гений, посягнет на то, чтобы единым махом обновить науку, да так, что, к примеру, микроскоп, циркуль и термометр стали бы не нужны. Точно так же, считаю я, серьезный романист, думающий о своем искусстве, сколь бы самобытным и новым ни казалось его творчество, не может отбросить методы, ритуалы в обряды своих предшественников.
Флобер, Валлес, Ронар — я нарочно привожу имена, которые нечасто встретишь рядом,— каждый по-своему, терпеливо и долго настраивали тонкие и точные механизмы; нам предстоит их освоить и в свою очередь усовершенствовать.
Когда я говорю «инструменты» или «механизмы», это следует понимать в переносном смысле. Речь идет даже не о языке, так как это особый разговор, а о неких приемах, методах или системах наблюдения, словом, о своеобразном авторском подходе к действительности. Если вы услышите, что какой-нибудь художник за полгода радикально обновил свою область искусства, не спешите принимать это на веру и требуйте доказательств.
Первое, что бросается в глаза при внимательном изучении современного романа, — это интерес к действительности, не менее острый, не менее постоянный и продуктивный, чем у самых добросовестных натуралистов. Однако изменился самый характер и даже, я бы сказал, направленность понимания действительности. Современных романистов занимает не столько реальность явная, сколько реальность глубинная и сокрытая. Они не тратят больше свое время и свой талант на безудержное и блистательное описание внешнего.
Подобно хирургу, рассекающему решительным ударом скальпеля кожу и мышечную ткань, чтобы добраться до тайной причины недуга, современные романисты интересуются главным образом душой, рассматриваемой как основополагающая, самая благородная реальность, которая обусловливает все остальное.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...