1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Оттенки переживаний, воскрешаемые многими постмодернистами

Более правильно, наверное, рассматривая этот процесс, определять новые качества романа, поэзии и театра 70—80-х годов не кратким, политически острым моментом истории Франции, а опытом предшествующих десятилетий, сменой эстетических ориентиров. Для общей культурной ситуации во Франции 70—80-е годы были временем "после Мая". Размышления и споры — о развитии современного капиталистического общества, изменении структуры классовых взаимоотношений, исчерпанности иллюзий о прямом социалистическом пути к равноправию и братству, поисках альтернативных решений, которые могли бы смягчить конфликты общества буржуазного и предотвратить драматические коллизии общества "реального социализма" — обязательно трансформировали в себе опыт "майской революции" и реакцию на нее различных слоев интеллигенции. Для эссеистики, публицистики, исторических, социологических, культурологических сочинений этих двух десятилетий подобные проблемы были центральными.

Что касается собственно художественной литературы, то в этом случае те же самые десятилетия правильнее назвать десятилетиями после расцвета "нового романа". Было бы неверно разделять эти два пространства — после Мая, после "нового романа" — как несоприкасающиеся. По существу, сам термин "постмодернизм" несет в своем содержании оба "пост".

Горькое прощание с иллюзиями — как идеологическая доминанта — было в основе ситуации, названной постмодернизмом. Философ Жан-Франсуа Лиотар, много размышлявший о постмодернизме1, намеренно дает этому понятию не эстетическое, а идеологическое толкование: крушение идеалов после длительной власти их над умами интеллигенции. К убежденности, что капитализм, проявив максимум изобретательности в удовлетворении материальных потребностей, не смог сделать общество ни справедливым, ни милосердным, прибавилась убежденность, что другой, более совершенный тип общества еще не создан и, может быть, никогда не будет создан человеком. Собственно, эта взаимосвязанность эстетической и метафизической реакции на общественно-литературный процесс выявлялась и на предыдущих этапах — при полемике, например, "гусаров", а позднее "нового романа" с философией и эстетикой экзистенциализма.

И все-таки благодаря тому, что в манифестах "нового романа" эстетические цели были основными, литература следующего этапа так или иначе искала свое место в соотнесении с этими манифестами и поэтому тоже акцентировала эстетическую реакцию на самые нашумевшие произведения 50—60-х годов.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...