1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Художники дружно декларировали свою полную творческую независимость

Выразив свое согласие с идеей, согласно которой традиционный гуманизм умер и человек сейчас не в силах представить себя центром вселенной, над которой он властвует, писатели, принявшие участие в этой анкете, предлагали тем не менее осмыслить гуманизм в новых условиях, помогая человеку преодолевать отчуждение и активизировать свои силы. Именно на этом этапе писатели развили большую просветительскую деятельность — поэтические вечера, литературные чтения, дискуссии — в культурном центре Бобур, Доме поэзии, залах театра Шайо, импровизированные выступления деятелей искусств возле книжных стендов больших универсальных магазинов и т. п. Писатели консервативных убеждений высмеивали эту попытку расширить круг чтения "публики из народа". Жан Ко писал с желчным сарказмом: "Когда мне говорят, что некто опускается в шахту, чтобы читать там вслух Франсиса Понжа, или знакомит с творчеством Бютора рабочих прямо у прокатного стана, или декламирует прозу Клода Симона виноградарям, я прихожу в бешенство".

Как же развивалась литература в этом общекультурном контексте последних десятилетий?Каждый из авторов в меру своего понимания ситуации стремился ее проанализировать, сопоставить с опытом предыдущих десятилетий, наметить прогнозы. Нет нужды подчеркивать, что выводы и оценки оказывались диаметрально противоположными. Например, Э. Ионеско и Жан Дютур, с одной стороны; Сартр и Маргерит Дюрас — с другой. По отношению к художественным произведениям еще опаснее, чем к эссеистским, прилагать критерий — кто за "майскую революцию", кто — против.

Картина Мая предстает во всех этих произведениях достаточно сложной, побудительные мотивы активности бунтарей — самые различные; "выводов", морализаторских финалов писатели избегают. Наиболее сильными в художественном отношении можно считать романы, выбирающие майские события не центром повествования, а своеобразной точкой отсчета в жизненных судьбах героя. "Ирреволюция" (премия Ренодо, 1972) Паскаля Лэне и "Вы слышите их?" (1972) Натали Саррот — самые убедительные тому примеры.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry, 15 ноября 1607, Гавр — 2 июня 1701, Париж) — французская писательница, представительница прециозной литературы. Биография Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди....

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...