1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Художники дружно декларировали свою полную творческую независимость

Выразив свое согласие с идеей, согласно которой традиционный гуманизм умер и человек сейчас не в силах представить себя центром вселенной, над которой он властвует, писатели, принявшие участие в этой анкете, предлагали тем не менее осмыслить гуманизм в новых условиях, помогая человеку преодолевать отчуждение и активизировать свои силы. Именно на этом этапе писатели развили большую просветительскую деятельность — поэтические вечера, литературные чтения, дискуссии — в культурном центре Бобур, Доме поэзии, залах театра Шайо, импровизированные выступления деятелей искусств возле книжных стендов больших универсальных магазинов и т. п. Писатели консервативных убеждений высмеивали эту попытку расширить круг чтения "публики из народа". Жан Ко писал с желчным сарказмом: "Когда мне говорят, что некто опускается в шахту, чтобы читать там вслух Франсиса Понжа, или знакомит с творчеством Бютора рабочих прямо у прокатного стана, или декламирует прозу Клода Симона виноградарям, я прихожу в бешенство".

Как же развивалась литература в этом общекультурном контексте последних десятилетий?Каждый из авторов в меру своего понимания ситуации стремился ее проанализировать, сопоставить с опытом предыдущих десятилетий, наметить прогнозы. Нет нужды подчеркивать, что выводы и оценки оказывались диаметрально противоположными. Например, Э. Ионеско и Жан Дютур, с одной стороны; Сартр и Маргерит Дюрас — с другой. По отношению к художественным произведениям еще опаснее, чем к эссеистским, прилагать критерий — кто за "майскую революцию", кто — против.

Картина Мая предстает во всех этих произведениях достаточно сложной, побудительные мотивы активности бунтарей — самые различные; "выводов", морализаторских финалов писатели избегают. Наиболее сильными в художественном отношении можно считать романы, выбирающие майские события не центром повествования, а своеобразной точкой отсчета в жизненных судьбах героя. "Ирреволюция" (премия Ренодо, 1972) Паскаля Лэне и "Вы слышите их?" (1972) Натали Саррот — самые убедительные тому примеры.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Клод Кребийон

Клод Кребийон

Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crébillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона. Биография Воспитывался в...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...