1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Эжен Ионеско, ниспровергатель обветшавших театральных форм

Он яснее подчеркивает тот перелом, который произошел во французской прозе ("новый роман"), драматургии и кино ("новая волна") в середине века, аналогичный перевороту в поэзии и живописи в начале столетия. "Новый театр", полемически направленный против традиционной драматургии, к началу 60-х годов вытеснил ее на периферию (даже Ануй начал восприниматься во Франции как представитель "театра Бульваров"), видоизменил театральный процесс, воспитал свою публику. При отчетливом единстве его исходных принципов (установка на описание не мира, а его восприятия, самого процесса творчества, превращение языка, идеологии из инструмента в объект исследования, символичность, пародийность, антибуржуазность) в нем выделяется несколько направлений: поэтический театр (Одиберти, Вотье, Тардье, Бийеду, Дюбийяр), театр "насмешки" (Ионеско, Беккет, Жене, Виан, Вейн- гартен, Пенже), политический и социальный театр (Адамов, Аррабаль, Гатти, Винавер)1. Творческая судьба Ионеско во многом отражает эволюцию всего направления: серия скандальных провалов в 50-е годы, преодоление активного зрительского неприятия в 60-е, изменение художественной манеры (перенос центра тяжести со стиля на сюжет), признание, всемирная слава, все более активное обращение к жанру критических эссе и мемуаров и постепенный отход от художественного творчества в 70-е годы.

Эжен Ионеско (1912—1994, настоящая фамилия Ионеску) родился в румынском городе Слатина 26 ноября 1912 года2. Мать француженка, отец румын, адвокат, преуспевавший при всех политических режимах. Детство Ионеско провел во Франции (1913—1924), и воспоминания о нем остались самыми счастливыми в его жизни. После развода родителей он переехал к отцу в Румынию, где и получил образование (окончил филологический факультет Бухарестского университета в 1935 г. ). На румынском языке начал писать стихи (впервые напечатался в 1928 г. ), выпустил сборник "Элегии для мельчайших существ" (1931). С 1930 г. регулярно выступал в журналах с критическими статьями.

Скандальную известность принесло Ионеско эссе "Нет" (1934), где он сначала раздраконил творения трех признанных мэтров румынской литературы: Тудора Аргези, Иона Барбу, Камила Петреску, а затем принялся доказывать тщетность и абсурдность любой критики, написал, в духе Люсьена де Рюбампре, двойной — хвалебный и разгромный — отзыв на роман Мирчи Элиаде. Эта страсть к парадоксам, умение увидеть в каждой мысли ее противоположность стали характерной чертой творческого метода писателя ("О единстве противоречий" называется одна из статей сборника). Уже в молодости Ионеско выступил против бездумного преклонения перед авторитетами, против закрепощения мышления — не человек должен подчиняться слову, а слово — человеку (в сб. "Нет" заявлены и другие сквозные темы: навязчивый страх смерти, мечта о божественной гармонии и неприятие ее).

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...