1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Библейская легенда

В эссе «Одиночество» Унамуно, например, писал: «Я хотел бы услышать Каина наедине, когда рядом с ним нет Авеля, и услышать его после того, как его проклял бог!» Вот таким монологом-исповедью современного Каина — Хоакина Монегро — и должна была стать «нивола» «Авель Санчес». Замысел Унамуно подчеркивается здесь тем, что авторский текст перемежается с «Исповедью», написанной будто бы самим Хоакином. Фабула «ниволы» крайне проста. Чуть ли не с колыбели Хоакин и Авель дружны. Хоакин, несомненно, талантливее и глубже Авеля, но так уж получается, что школьные товарищи льнут к Авелю; Елена, которую полюбил Хоакин, становится женой Авеля; везде и всегда Авелю без труда достается то, чего не может добиться его друг. Постепенно в сердце Хоакина зреет чувство зависти-ненависти, которого он стыдится, от которого хочет и не может избавиться до самой смерти. На первый взгляд эта «нивола» может показаться одним из частых на Западе в XX в. исследований мрачных тайников человеческой души, исследованием, призванным доказать «вечность» и неизменность челове-ческих пороков. Однако это впечатление поверхностно и рассеивается при более внимательном вчитывании.
В самом деле, в чем корни зависти Хоакина? Конечно же, прежде всего в ощущении несправедливости, царящей вокруг. Ведь он гораздо более духовно богат, чем Авель. Но оказывается, что это духовное богатство никому вокруг не нужно; наоборот, окружающие как будто не хотят простить Хоакину, что он на голову выше их. Между тем Авель — плоть от плоти окружающего общества; он потому и становится кумиром, что всем лестно видеть знаменитым одного из себе подобных. И когда Хоакин в споре с Авелем относительно библейской легенды о Каине восклицает: «Обласканным, приближенным был у бога Авель... Лишенным милости — Каин», то, конечно же, он протестует и против общества, в котором возможна подобная несправедливость. Недаром он продолжает: «Так ты полагаешь, что счастливчики, взысканные судьбой, любимчики, совсем в этом неповинны?
Унамуно, несомненно, сочувствует Хоакину, но и по отношению к нему он столь же прозорливо жесток, как и к остальным. Оружие, избираемое Хоакином, — обоюдоостро. Стремясь к самоутверждению, герой в то же время разрушает в себе те свойства, которые выделяли его из общества. В этом особый трагизм и этого и других произведений Унамуно. Зависть оказывается «внутренней гангреной испанской души», всеобщим пороком в обществе, в котором господствует девиз: «Возненавидь ближнего своего, как самого себя!»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Бернар Фонтенель

Бернар Фонтенель

Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана. Биография Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...