1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Вкусом к афоризму Рене Шар опять-таки родствен Полю Элюару

У Элюара афоризмом обычно завершается логическое развитие мысли, он подготовлен всей предшествующей поэтической речью и двойственной интерпретации не допускает. Увлеченность афоризмом, очевидно, сыграла свою роль в несколько неожиданном обращении Рене Шара к драматургии. Многие реплики его пьес (сборник "Поднят занавес под деревьями. Сезонный театр", 1967) огранены, как афоризмы, авторские ремарки схожи со стихотворением в прозе, пояснения, пренебрегая точными деталями, задают лишь основную ноту. "Надо создать атмосферу сразу бунта, тоски, смятения и тревоги". В предисловии к этому сборнику пьес Рене Шар рассказал об актерских труппах, бродивших на манер средневековых трубадуров по его родным краям — между реками Рона и Сорг.

По их просьбе и согласился Шар написать пьесы, которые предполагали бы необходимость импровизации. "Рене Шар,— пишет один из исследователей,— не пренебрегает ни одним из традиционных способов, открывающих единство противоположностей, или, напротив, несходство явлений синонимических. Но за пределами этих линейных, симметрических антагонизмов он воссоздает противоречия, так сказать, многоаспектные, опровергает не только логику заключений, но и леность нашего реалистически настроенного рассудка"1 . И такая сложность, продолжает критик, "радикальным образом отличается от автоматического письма и узоров сновидений"13. Рене Шар, Поль Элюар, Ив Бонфуа представляли своим творчеством поэзию философскую, подобно тому как Сен-Жон Перс — эпическую, Арагон — лирическую, Франсис Понж и Эжен Гильвик — "предметную". Поэты следующего поколения, воспринимая опыт отцов, чаще всего устремлялись либо в русло усложненной метафорики Рене Шара и Ива Бонфуа, либо на свободное от метафор пространство "шозистского", предметного письма. Эти ближайшие традиции для поколения, вступившего на поэтическое поприще в 60—70-е годы, оказались наиболее перспективными.

С ними естественнее, чем с опытом Сен-Жон Перса или Арагона, соотносились эксперименты и совсем новой, "математической" поэзии, самым ярким феноменом которой стало творчество Жака Рубо.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Поль Пелиссон

Поль Пелиссон

Поль Пелиссо́н (также: Пеллисон-Фонтанье, Пелиссон-Фонтанье, Пеллиссон-Фонтанье) (фр. Paul Pellisson; 30 октября 1624 , Безье — 7 февраля 1693, Париж), французский литератор XVII века. Биография Пелиссон был родом из кальвинистской семьи. Изучал право в Тулузе...

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри де Сен-Пьер

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини»....