1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Шарль де Голль и Андре МальроЕсли

Он был (и порой остается) подрывной анатомией общественных, любовных, человеческих отношений. Но его онтологическая основа нередко была слабее его критического пафоса. Он основывался на преходящих, новых идеях, которые имели особенность устаревать.

Отсюда его онтологическая шаткость, нередкая склонность то к рационализму и позитивизму, то к агностицизму, субъективизму. Французское общество с 1789 г. отличалось особенной, по сравнению с другими странами, политизацией. Политические баталии консерваторов, либералов и радикалов всегда были в центре общественного внимания. Это имело двоякие последствия. Франция стала страной на редкость высокой политической культуры (что, впрочем, ее не всегда спасало в кризисных ситуациях).

С другой стороны, нельзя не заметить несколько поверхностный характер такой культуры, особенно в ее ориентации на сиюминутность. Постоянно испытывая политический искус, французская литература развивалась между двумя полюсами: ангажированности и дезангажированности. Одни писатели испытывали такую потребность непосредственно влиять на события дня, что превращались либо в политических писателей, либо совсем уходили в политику (яркий пример — А. Мальро). Другие, напротив, испытав разочарование от политических интриг, бросались в "башню из слоновой кости", боролись за чистое искусство. В конечном счете и те и другие оказывались жертвами своего максимализма.

После второй мировой войны французские писатели находились в чрезвычайно запутанном положении. Несмотря на победу, Франция постепенно утрачивала статус мировой державы. Затем, вплоть до 60-х годов, Франция почти непрерывно ведет колониальные войны, и не нужно особого воображения, чтобы представить себе, что испытывает французский писатель, получая сообщения о нелепой гибели молодых солдат в Азии и Африке.

Осмысление немецких лагерей смерти, известия о сталинском ГУЛАГе, Хиросима, раскол мира на два враждебных блока, "холодная война" — все это мучительно волнует послевоенного писателя. А ведь совсем недавно, во время Освобождения, молодой Камю мечтал написать "веселый роман"!Да и вообще, какие только надежды на будущее не возлагались французскими писателями после окончания войны! Казалось, нет ничего невозможного. Все худшее позади. Писатели разной политической ориентации, объединенные ненавистью к фашизму, стремились к сплочению.

Создавали всевозможные писательские организации, обсуждали причины национальной катастрофы 1940 г. , искали новые формы общественно-политической жизни.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Гомбервиль Марен Леруа

Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...