1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

"Новый" и новейший романы по-разному используют любовную мелодраму

Точно так же античные легенды, постоянно возникавшие на периферии "нового романа", придававшие действию второй смысл, на новом этапе литературного развития оказались равноценными микромифам, рожденным современной цивилизацией. В новейшем романе все соединяется воедино: идеологические и культурные стереотипы, дошедшие до наших дней архаические туземные ритуалы, преступные черные мессы, реконструкции прами- фов, осуществленные современными учеными. В построении романов писатели используют те методы, которые ранее применялись для анализа древних верований, и созданные таким образом тексты неизбежно напоминают циклические мифы.

Из других жанровых форм, "присвоенных" "новым романом", отметим трагедию. Произведения М. Бютора, А. Роб-Грийе, Н. Саррот нередко делятся на пять частей (актов) с кульминацией и развязкой, внешне соблюдается правило трех единств ("Резинки", "Соглядатай", "Ревность", "В лабиринте" и т. д. ). Герой борется с непостижимым Роком, зачастую возникает восходящий к трагедии "Царь Эдип" мотив физической слепоты и духовного зрения. Поведение окружающих весьма напоминает античный хор.

Но в результате отнюдь не возникает "роман-трагедия", как в произведениях писателей-ка- толиков, в первую очередь Ф. Мориака, ибо "новый" и новейший романы используют чужие структуры как цитаты.

"Новый" и новейший романы переходят от описания реальной действительности к исследованию культуры. В качестве исходного материала берутся и собственные предшествующие произведения, и чужие. Причем не только литература, но и история, мемуары, живопись, музыка, кино, комиксы, математика, философия, культурология.

Процесс "интеллектуализации" романа, превращения его в центон особенно активно пошел в 60-е годы. Фабулу сменил принцип монтажа. Поворотной стала книга К. Мориака "Маркиза вышла в пять часов" (1961), которую сам автор назвал романом- эссе.

В какие-нибудь полчаса жизни обитателей старой улицы в центре Парижа в десятки мини-сценок, диалогов и монологов (написанных в контрастных стилистических манерах, ибо показаны люди из всех социальных слоев, от проституток до писателя) вмещаются нынешние радости и горести, события недавнего и далекого прошлого, все, что случилось в квартале примечательного за восемь веков, а также описание процесса создания самого этого романа. Читатель может следить за всеми перекрещивающимися повествовательными линиями либо только за некоторыми, складывать их в целостные новеллы (рассказ старика о смерти жены, парижские приключения Казановы).

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...