1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Превращая произведение из субъекта творческого процесса в объект

На уровне образности отдельного слова этому во многом способствует широкое использование омофонии, с помощью которой текст обретает богатство внутренних оттенков. К наиболее распространенным приемам относятся ассонансные рифмы. Его разновидностью является анаграмма. Деги часто использует ее как прием и одновременно, по аналогии с соссюровской концепцией поэзии, как образ. Обыгрывая имя-неологизм "Aventurine", внутренняя форма которого угадывается столь же легко, сколь отчетливо в заглавии "Sibyllaires" (Неясности) просматривается имя древней прорицательницы Сивиллы, Деги "нанизывает" поэтическую строку на слово "aventure".

Троекратно повторяемое, оно является еще и анаграммой "autre". Путем пробуждения скрытых форм слова поэт стремится преодолеть материальность мира и возвести вещь к ее родовой сущности. Этот процесс, непосредственно связанный у Деги с разрушением устоявшихся смыслов за счет изменения звуковой и графической оболочек слова, аналогичен явлениям, происходящим на более высоком уровне синтаксических структур. Из многообразия способов воздействия на форму предложения Деги предпочитает приемы сокращения: работа с текстом идет по линии уплотнения образно-смысловой ткани, суггестивного нагнетания эмоциональности.

Усечение формы, как правило, не сказывается на полноте содержания. В данном случае нарушение правил согласования выступает в виде несоответствия временных форм двух глаголов, одна из которых дана в имперфекте, другая — в настоящем времени. При этом вторая фраза строится по закону прямой речи. Ощутимость сдвига подчеркивается распространенным риторическим приемом.

Относясь к фигурам сокращения, этот вид стяжения обретает особую смыслоразличительную функцию в том случае, если в творчестве писателя существует дихотомия наличия/отсутствия знаков препинания в идентичных контекстах. Поэзия Деги дает многочисленные примеры этого. Известно, что отказ от знаков препинания восходит во французской традиции к Аполлинеру.

Деги подчеркивает преемственность своего творчества по отношению к поэзии мэтра в строках стихотворения "Кардиограмма (май)", "анаграмматически" воспроизводя строки из знаменитого стихотворения Аполлинера "Мост Мирабо".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Никола Буало-Депрео

Никола Буало-Депрео

Никола́ Буало́-Депрео́ (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. Биография и творчество Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом...

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют...