1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Превращая произведение из субъекта творческого процесса в объект

На уровне образности отдельного слова этому во многом способствует широкое использование омофонии, с помощью которой текст обретает богатство внутренних оттенков. К наиболее распространенным приемам относятся ассонансные рифмы. Его разновидностью является анаграмма. Деги часто использует ее как прием и одновременно, по аналогии с соссюровской концепцией поэзии, как образ. Обыгрывая имя-неологизм "Aventurine", внутренняя форма которого угадывается столь же легко, сколь отчетливо в заглавии "Sibyllaires" (Неясности) просматривается имя древней прорицательницы Сивиллы, Деги "нанизывает" поэтическую строку на слово "aventure".

Троекратно повторяемое, оно является еще и анаграммой "autre". Путем пробуждения скрытых форм слова поэт стремится преодолеть материальность мира и возвести вещь к ее родовой сущности. Этот процесс, непосредственно связанный у Деги с разрушением устоявшихся смыслов за счет изменения звуковой и графической оболочек слова, аналогичен явлениям, происходящим на более высоком уровне синтаксических структур. Из многообразия способов воздействия на форму предложения Деги предпочитает приемы сокращения: работа с текстом идет по линии уплотнения образно-смысловой ткани, суггестивного нагнетания эмоциональности.

Усечение формы, как правило, не сказывается на полноте содержания. В данном случае нарушение правил согласования выступает в виде несоответствия временных форм двух глаголов, одна из которых дана в имперфекте, другая — в настоящем времени. При этом вторая фраза строится по закону прямой речи. Ощутимость сдвига подчеркивается распространенным риторическим приемом.

Относясь к фигурам сокращения, этот вид стяжения обретает особую смыслоразличительную функцию в том случае, если в творчестве писателя существует дихотомия наличия/отсутствия знаков препинания в идентичных контекстах. Поэзия Деги дает многочисленные примеры этого. Известно, что отказ от знаков препинания восходит во французской традиции к Аполлинеру.

Деги подчеркивает преемственность своего творчества по отношению к поэзии мэтра в строках стихотворения "Кардиограмма (май)", "анаграмматически" воспроизводя строки из знаменитого стихотворения Аполлинера "Мост Мирабо".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...