1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Мыслитель Тейяр

Любопытно, что ни Симона Вейль, ни Тейяр де Шарден не пользуются ныне во Франции никаким авторитетом. Ослабление религиозной мысли идет неумолимо. В 60-е годы, в связи с возрастанием роли неопозитивизма в лице торжествующего во всех областях общественной мысли структурализма, традиционная метафизическая проблематика почти полностью "вымирает" под напором сциентизма. Структурализм во французском литературоведении занял и два последующих десятилетия продолжал занимать господствующее положение.

Связанный с именами Р. Барта, Ц. Тодорова, Ю. Кристевой и многих других, он декларативно опирался на опыт русской формальной школы и сделал много важных открытий в методологии имманентного анализа текста (не выходя за его пределы в область социологии и авторской биографии). Вместе с тем в нем все более очевидной становилась претензия (свойственная, со своей стороны, и фрейдизму) утвердить свое монопольное право на истину. Французский историк литературы Ж. Бреннер отмечает, что "в этих условиях функция критики оказывается выше творческой функции". Писатели — "бедные, безответственные люди, они похожи на сейсмографы, показания которых надлежит обработать. . . Писатель одержим неведомыми силами. Критика изучает этого больного и его безумства"1.

Если раньше писатель мог судить философа или ученого с точки зрения эстетики (Т. Манн, к примеру, критиковал Фрейда за его взгляд на отношения между Жозефиной и Наполеоном), то теперь происходит "обратный суд". Энтропия традиционной метафизики связана с разрушением традиционных представлений о человеке. "Смерть Бога", объявленная Ницше, в конечном счете привела к "смерти человека", в том его образе, который был создан в рамках гуманистического сознания. Об этой смерти объявляется многократно. О ней говорят писатели (А.

Мальро, который считал, что лагеря смерти и человек несовместимы, а следовательно, человек должен был умереть, если стали возможны подобные лагеря), биологи (в частности, Ж. Моно, стремившийся на основании биологии доказать абсурдность понятия "прогресс"), философы. Крупный культуролог, оказавший большое влияние на интеллектуальную жизнь Франции 60—80-х годов, М. Фуко, среди прочего считал, что "человек — недавнее изобретение, на что указывает археология нашей мысли, одновременно свидетельствуя и о его возможно скором конце"2.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Бероальд де Вервиль

Франсуа Бероа́льд де Верви́ль (фр. François Béroalde de Verville) (15 апреля 1556 - между 19 и 26 октября 1626), французский писатель конца XVI - начала XVII века. Биография Отец Франсуа Бероальда де Вервиля,...

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...