1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Быстро распространявшиеся разочарование

Традиционные черты французского художественного сознания — снобизм, элитарность, индивидуализм — напомнили о себе с момента выступления "гусар". Такая почва была благоприятна для модернистских школ, ставших значительным явлением послевоенной французской литературы, художественных школ, в совокупности своей получивших название "алитература", хотя родственные явления формировались и в кино, и в живописи. В 1958 г. была опубликована книга Клода Мориака под выразительным названием "Современная алитература" — к этому времени, мало-помалу осознавалось значение этого феномена литературного процесса. Не в 50-е годы обозначились его приметы, а ранее (линия тянулась к классическому модернистскому наследию от Пруста до Джойса, а Клод Мориак вел родословную от "молчания Рембо", от "чистых страниц" Малларме), но именно к середине 50-х годов, в атмосфере "потерянности", "алитература" дозрела, выдвинув свои задачи, обозначив свЪих противников: важнейший манифест "нового романа" статья Алена Роб-Грийе "О нескольких устаревших понятиях" появилась в 1957 г. , книга-манифест Натали Саррот "Эра подозрений" опубликована в 1956 г. К концу 50-х годов определялась "новая волна" в кинематографе, мало- помалу и в кино дал о себе знать дух "алитературы". При всей размытости понятия "новая волна", которое связано прежде всего с именем Годара, особый интерес представляет перенесение в сферу кино ее принципов и приемов.

В немалой степени это произошло благодаря активности Роб-Грийе. В 1961 г. на экране появился нашумевший фильм А. Рене — А. Роб-Грийе "В прошлом году в Мариенбаде", который возвестил "новую эру кино": отмену "традиционных повествовательных приемов" и воцарение "тотального субъективизма". Но и до подлинной одержимости кино, которая стала приметой середины и конца 50-х годов, на протяжений всего десятилетия литература усваивала кинематографический язык — и роман, и драма.

Самые выразительные составные "алитературы" — "антироман" (или "новый роман") и "антидрама".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....