1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Встречный процесс идет в драматургии ИонескоТрадиционный прием "театра в театре" писатель использует для постановки вопроса о сути сценического искусства, реализуя столь характерную для культуры авангарда концепцию произведения, описывающего в первую очер

1953, пост. 1955), "Ты умрешь через полтора часа. Ты умрешь в конце спектакля" ("Король умирает", пост. 1962, опубл.

1963). Персонажи вспоминают имя Ионеско, его пьесы в "Приветствиях", "Жертвах долга", "Носорог", автор сам появляется на сцене, использовав любимый еще Мольером жанр театрального экспромта. Три ученых доктора, три Бартоломеуса (поклонник Брехта, представители марксистской и буржуазной критики), пытаются залечить насмерть своими теориями драматурга Ионеско.

Спасение приносит зритель — служанка, выгоняющая "врачей". В этой пьесе, которую драматург сочиняет по ходу действия, театральные принципы отстаиваются "от противного". Лишь в финале сам Ионеско берет слово, доказывая, что источник его творчества — не внешний мир, а внутренний, подсознание драматурга, отражающее универсальные архетипы, мифологию бытия. Чем индивидуальней образы, тем верней они становятся всеобщими. Нельзя абсолютизировать истину — она превратится в ложь. "Критика должна быть описательной, а не нормативной", судить произведение можно только по его собственным законам.

Язык науки вообще сильно отстает от искусства и от действительности. . . Служанка прерывает автора, не давая ему сделаться ученым педантом. Излагая собственную теорию, Ионеско во всех произведениях "остраняет" ее, придает вид пародии, он вписывает рассуждения в контекст пьесы, заставляя выполнять и чисто художественные функции — характеризовать персонажей, оправдывать повороты сюжета. Тем самым драматург не дает мысли застыть, ему важно не преподать истину зрителю, а заставить его думать. В "Экспромте для герцогини Виндзорской" (пост.

1957) Ионеско с тех же позиций, что и в "Экспромте Альмы", ведет спор о сущности театра, доказывает тождество комедии и трагедии. Эволюция взглядов становится заметной в 60-е годы — после того, как в конце 50-х изменились и сами пьесы. Драматург Беранже ("Небесный пешеход", 1962, пост, и опубл.

1963) утверждает, что уже не может относиться к литературе как к игре. Он (как и автор) по-прежнему не приемлет идеи прогресса, возвеличения исторически сложившегося порядка как единственно возможного и разумного. Он за ту истину, которую несет настоящее в противовес окостеневшему прошлому, и именно ее он хочет донести до зрителя; уже само появление идеи "сообщения", наброска положительной программы — чрезвычайно важный момент в развитии "антидрамы". Действительность всегда обгоняет вымысел.

Чтобы попытаться отразить ее, литература должна стать в тысячу раз более жестокой и страшной, попытаться передать "волшебство реальности".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак (фр. Jean-Louis Guez de Balzac, род. 31 мая 1597 в Ангулеме, ум. 18 февраля 1654 г., там же) — французский писатель. Биография Гез де Бальзак — сын анноблированного мэра г. Ангулем. Учился...

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...