1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Встречный процесс идет в драматургии ИонескоТрадиционный прием "театра в театре" писатель использует для постановки вопроса о сути сценического искусства, реализуя столь характерную для культуры авангарда концепцию произведения, описывающего в первую очер

1953, пост. 1955), "Ты умрешь через полтора часа. Ты умрешь в конце спектакля" ("Король умирает", пост. 1962, опубл.

1963). Персонажи вспоминают имя Ионеско, его пьесы в "Приветствиях", "Жертвах долга", "Носорог", автор сам появляется на сцене, использовав любимый еще Мольером жанр театрального экспромта. Три ученых доктора, три Бартоломеуса (поклонник Брехта, представители марксистской и буржуазной критики), пытаются залечить насмерть своими теориями драматурга Ионеско.

Спасение приносит зритель — служанка, выгоняющая "врачей". В этой пьесе, которую драматург сочиняет по ходу действия, театральные принципы отстаиваются "от противного". Лишь в финале сам Ионеско берет слово, доказывая, что источник его творчества — не внешний мир, а внутренний, подсознание драматурга, отражающее универсальные архетипы, мифологию бытия. Чем индивидуальней образы, тем верней они становятся всеобщими. Нельзя абсолютизировать истину — она превратится в ложь. "Критика должна быть описательной, а не нормативной", судить произведение можно только по его собственным законам.

Язык науки вообще сильно отстает от искусства и от действительности. . . Служанка прерывает автора, не давая ему сделаться ученым педантом. Излагая собственную теорию, Ионеско во всех произведениях "остраняет" ее, придает вид пародии, он вписывает рассуждения в контекст пьесы, заставляя выполнять и чисто художественные функции — характеризовать персонажей, оправдывать повороты сюжета. Тем самым драматург не дает мысли застыть, ему важно не преподать истину зрителю, а заставить его думать. В "Экспромте для герцогини Виндзорской" (пост.

1957) Ионеско с тех же позиций, что и в "Экспромте Альмы", ведет спор о сущности театра, доказывает тождество комедии и трагедии. Эволюция взглядов становится заметной в 60-е годы — после того, как в конце 50-х изменились и сами пьесы. Драматург Беранже ("Небесный пешеход", 1962, пост, и опубл.

1963) утверждает, что уже не может относиться к литературе как к игре. Он (как и автор) по-прежнему не приемлет идеи прогресса, возвеличения исторически сложившегося порядка как единственно возможного и разумного. Он за ту истину, которую несет настоящее в противовес окостеневшему прошлому, и именно ее он хочет донести до зрителя; уже само появление идеи "сообщения", наброска положительной программы — чрезвычайно важный момент в развитии "антидрамы". Действительность всегда обгоняет вымысел.

Чтобы попытаться отразить ее, литература должна стать в тысячу раз более жестокой и страшной, попытаться передать "волшебство реальности".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...

Клод Кребийон

Клод Кребийон

Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crébillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона. Биография Воспитывался в...