1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

"Воспоминания Адриана"

Мельчайшие детали военных походов, топонимика Малой Азии, нюансы религиозных ритуалов разных народов, римское право — все это и многое другое было скрупулезно изучено писательницей и выверено документально. Недаром приложение к роману — примечания и записки Юрсенар — содержат огромную библиографию по теме. Один из основных источников — Дион Кассий, в его версии изложены гибель Домициана, усыновление Траяна, момент передачи власти Адриану.

Помимо литературных свидетельств Юрсенар использовала бесчисленное множество археологических, нумизматических данных, не останавливаясь и перед необходимостью "физических экспериментов": когда на церемонии в Бельгийской королевской академии один ехидный критик усомнился, можно ли сложить в кучу сестерции, поскольку они имеют выпуклую форму, он был полностью посрамлен — писательница назвала точно допустимое число монет в куче, полученное на опыте. Столь обстоятельный документализм в историческом романе нередко создает впечатление сухости, однако благодаря магическому эффекту внутреннего вживания устанавливается замечательное равновесие: дыхание автора не затуманивает зеркала, в котором оживают герои. Ж. Ловиши, анализируя комментарии Юрсенар к роману, обратил внимание на амбивалентное право автора на вымысел. Так, неизвестно, встречался ли в действительности Адриан с физиком и поэтом Стратоном, но, как пишет Юрсенар, "было соблазнительно свести их".

Священное право романиста поддаваться таким соблазнам заставляет Ж. Ловиши сделать интересный и рискованный вывод: в историческом повествовании можно искать лишь правдоподобие (plausibilite), но никак не истину31. Сама Юрсенар трактовала эту проблему сложнее. Для нее исторический метод складывается из трех слагаемых: 1) эрудиция, работа с документами, 2) эмпатия, "симпатическая магия", 3) общий взгляд, охватывающий и наше время, и давность, высвечивающий единые метафизические проблемы.

Истина, таким образом, не сводится ни к первоисточникам, ни к вымыслу, она — продукт философии, категория духовная, почти мистическая. Единственный критерий верификации для писателя — "чувство реальности", контакта с сущим, физиологическое ощущение подлинности описываемого. Возьмем конкретный случай: существуют сотни скульптурных изображений Антиноя, Юрсенар сопоставляет их, чтобы выделить общее и "вычислить" оригинал, реального Антиноя, но внутренне почувствовать образ ей помогает реплика директора музея Остии, в прошлом балерины: "Нижинский!" Внешнее сходство Антония с Нижин- ским не только мгновенно замыкает эпохи, но и предлагает интересный концептуальный ракурс — Антиной как блестящий артист при гениальном режиссере.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...