1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В отличие от драм Камю или Сартра, "Медея" Ануя

Медея восстает не только против обывательского здравого смысла, как это делали и ее предшественницы в пьесах Ануя, но и против жизни как таковой, хранительницей ценностей которой выступает простолюдинка кормилица. Ее попытки образумить и успокоить Медею вызывают лишь злобу и ярость: "Убирайся к своей грязной посуде, старуха, к метле и очисткам, к людям своей расы. Игра, в которую мы играем, не для вас. И если вы подыхаете в ней по недосмотру, без всякого понятия, то вас жаль, но не более того!" Отзвук прошедшей войны ощутим в "Медее", и в безжалостной жесткости, и даже жестокости, этой самой черной пьесы Ануя, и в светлом ее финале, утверждающем неизменность течения жизни и противоестественность игр, в которые люди оказываются вовлеченными злою волею сильных мира сего. Появление "Медеи" в сборнике "Новые черные пьесы" в 1946 г. явилось фактом литературной жизни, сценическая же ее судьба началась лишь в 1953 г. , когда Андре Барсак, режиссер, всегда охотно работавший над постановкой пьес Ануя, показал ее на сцене театра "Ателье".

Премьера "Медеи" состоялась в марте, а в октябре того же года театр "Монпарнас" познакомил зрителей с новой пьесой Ануя "Жаворонок", произведением вершинным в творчестве этого драматурга. Жанна д'Арк, героиня "Жаворонка",— последняя представительница племени непокорных юных существ, составлявших одну из самых привлекательных черт драматургии Ануя. Мы никогда больше не встретим в его творчестве юных героинь, бескомпромиссных максималисток.

Жанна — самый обаятельный, самый наполненный жизнью, самый полнокровный характер, который когда-либо рождался под пером Ануя. Хотя героиня "Жаворонка" предстает перед нами в тот момент, когда она в значительно большей степени, чем ее предшественницы в пьесах Ануя, вырвана из нормального течения жизни, из привычной для нее среды, она словно несет с собой весь свой мир, всю свою короткую, но героическую биографию. Строя пьесу вокруг следствия и суда над Жанной, вокруг нравственного и духовного столкновения, в итоге которого Жанна либо должна отречься от своих убеждений, и тогда ей сохранят жизнь, либо она будет верна самой себе — и ее ждет смерть, Ануй не делает акцент на экстремальности, пограничности данной ситуации.

Не метания, а ясная убежденность в своей правоте, не надломленность, а спокойная твердость человека, уже сделавшего однажды свой выбор в самую трудную и горькую для родины годину,— вот то, что характеризует поведение Жанны перед лицом ее противников, вот что делает ее Человеком, которого стремится сломить во что бы то ни стало Инквизитор. В столкновении с этим персонажем, который является персонификацией служения догме и античеловечности, Жанна побеждает потому, что защищает прежде всего не себя, а человека со всеми его слабостями и недостатками, но и с его самоотверженностью и готовностью к самопожертвованию. Если прежде для героинь Ануя было главным отстоять самоценность собственной личности, право на непохожесть, то для Жанны очень важно сознание себя частицей сообщества людей, в котором она испытала одно из самых замечательных чувств — чувство человеческого братства.

Опыт СопротивленияОпыт Сопротивления, уважение к мужеству и страданиям народа вызвали к жизни единственное в творчестве Ануя произведение со столь определенным пафосом демократизма, с не индивидуалистическим, а народным героем. Но и в "Жаворонке", в самой его структуре (нам постоянно напоминают, что перед нами разыгрывается процесс над Жанной д'Арк), в постоянном снижении героических мотивов легенды об Орлеанской деве, ощутимы скептицизм и ирония, которые в 50-е годы станут определяющими в драматургии Ануя. Между написанием "Медеи" и "Жаворонка", столь непохожих и столь связанных множеством нитей, Ануй ежегодно предоставлял театрам свою новую комедию. 1947 г. — "Приглашение в замок", 1948 г. — "Ардель, или Маргаритка", 1950 г. — "Репетиция, или Наказанная любовь", 1951 г. — "Коломба", 1952 г. — "Вальс тореадоров". Забавные интриги и остроумные диалоги этих пьес Ануя не могли скрыть избитости и повторяемости ситуаций, выглядевших нередко банальными, некоторую на- тужность комизма, почти марионеточную заведенность персонажей.

Критика начинает отмечать уже в эти годы признаки того, что драматург выдыхается, что все чаще подлинный талант подменяет уверенная мастеровитость. Взлет "Жаворонка" на время рассеивает сомнения в том, что новые пьесы драматурга могут стать событием литературной и театральной жизни. Для послевоенного десятилетия в истории французского театра характерно впервые столь очевидно обнаружившее себя расхождение между тем, что становится событием драматической литературы, и тем, что вызывает наибольший резонанс в театре.

Конечно, и в прежние годы удачи и свершения Жака Копо или Шарля Дюллена, Луи Жуве или Гастона Бати, Жоржа Питоева или Андре Барсака, ведущих режиссеров 20—30-х годов, были связаны с постановками произведений не только современных драматургов, но и классиков. И все же ведущее место в репертуаре руководимых ими театров занимала драматургия писателей-современников, содружеством с которыми (самый показательный тому пример — тандем Жуве—Жироду) во многом определялся успех театра у зрителей. В конце 40-х в театральной жизни Франции формируется явление особого рода; оно достаточно быстро отвоевывает ведущее положение в драматическом искусстве и в значитель-ной мере противостоит тому "театру идей", который в этот период занимает главенствующее положение на французской сцене. Оно тоже адресует свои спектакли традиционному кругу зрителей, ищущих в театре не просто развлечения, но и интеллектуального насыщения. Если в межвоенное двадцатилетие водораздел во французском театре проходил между "театром Бульваров" и "интеллектуальным театром", то после 1945 г. возникает театральное движение, программно ориентированное на привлечение к драматическому искусству самых широких слоев общества и прежде всего тех, кто раньше был от театра отторгнут в силу своего социального положения.

Впервые в истории национальной культуры театр выходит за пределы Парижа и обосновывается в провинциальных городах. Движение децентрализации осуществляется прежде всего силами деятелей театра, выросших и сформировавшихся под влиянием идей противостояния подлинного искусства буржуазной, коммерческой сцене. Первый театр в провинции создал в промышленном городке Сен-Этьенне ученик и соратник Жака Копо Жан Даете.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry, 15 ноября 1607, Гавр — 2 июня 1701, Париж) — французская писательница, представительница прециозной литературы. Биография Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди....

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...