1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В Библии проказа — это и кара господня

Драматург делает опорными элементами пьесы те мотивы, которые сопутствовали проказе в Библии. В Ветхом завете она устойчиво сравнивается со снегом ("покрылась проказою, как снегом", Числа, 12, 10; "побелела от проказы, как снег", Исход, 4, 6); в "Благовещении" прокаженная Виолена в Рождественскую ночь возвращает к жизни умершего ребенка Мары, как бы сама мистическим образом родив его (именно грешница — и Мара ясно понимает свое предназначение — заставляет святую совершить чудо). В дальнейшем в романах Мориака и Грина, в пьесах Монтерлана снег будет символически укрывать тело задушенной женщины ("Черные ангелы", "Мойра"), прятать уходящую в монастырь или в смерть девушку ("Магистр ордена Сант-Яго", "Дурное место").

В книге Моисеевой пораженная проказой Мариамь, которая уподобляется мертворожденному младенцу, исцеляется; в Евангелиях несколько раз говорится, что Христос очищал прокаженных, воскрешал мертвых, заповедал так поступать апостолам. Драма Клоде- ля, закрепив связь мотивов исцеления и смерти самого Спасителя, совершения чуда и искушения им, страдания и зимы, во многом предопределила основные разрешения темы детей-мучеников, которая, по мнению ряда исследователей, является одной из основных во французской католической прозе. Клодель настойчиво противопоставляет Виолену ее сестре Маре как небесный или белый цвет — черному, золото или серебро — железу, предлагая трактовать действие как алхимию духа: грех — неизбежный и необходимый этап прихода к святости ("этап чернения"; в этом контексте пепел Мары напоминает об атаноре); очистившись, "прокаженный" металл становится золотом. О масонских таинствах напоминает прокаженный каменщик Пьер (камень), строитель храмов. И это не случайно — мистической символикой насыщена и драма Клоделя "Отдых седьмого дня" (1901), где древняя китайская философия облекается в католические одежды.

Темы эти возникают в творчестве Анри де Монтерлана, имморалиста, создававшего религиозные драмы, видевшего в вере единственное спасение для человечества и зло высмеивавшего католицизм, непризнанного пророка, пытавшегося соединить христианство с восточными религиями, культом Митры. Герой романа "Прокаженные" (1939), писатель, намеренно рискует заразиться и стать изгоем, не отвергнув зимой в Марокко свою любовницу, прокаженную арабку. Но писатель — отнюдь не святой (хотя в отдельных сценах он предстает как сам Творец), напротив, он рисуется как демон, попавший в мир людей, как дьявол-искуситель.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа

Мадам д’Онуа, Мари-Катрин д’Онуа (фр. Marie-Catherine, Madame d'Aulnoy, урождённая Мари-Катрин Ле Жюмель де Барневиль, 14 января 1651, Барневиль в Нижней Нормандии — 13 января 1705, Париж) — французская писательница, одна из авторов классической...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...

Теофиль де Вио

Теофиль де Вио

Биография Теофиль был родом из протестантской семьи. Учился в Нераке, Монтобане, Бордо и Сомюре. Прибыл в Париж в 1610 г., был популярным среди молодых аристократов, вёл распущенный образ жизни. В 1613 -...