1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Поэзия утвердила возможность сохранить высокую художественность

Следующий период развития неизбежно должен был стать трудным испытанием: общественная и психологическая ситуация изменилась, контакт с читателем нужно было искать уже на иных диапазонах, поэтическая речь, освобождаясь от эзопова языка, угрожающе близко подошла к границе банальной изобразительности. Споры вокруг лозунга "ангажированной литературы", начатые Ж. -П. Сартром, поэтов не вовлекли: идентичная дискуссия по поводу "поэзии обстоятельств" уже завершилась — поэзия и здесь обгоняла прозу.

Поэзии предстояло показать иную закономерность. Прямая подключен- ность к конкретно-историческим обстоятельствам приносит хорошие плоды только при условии, что к ней подключен в полной мере и воспринимающий; тогда прочтение подтекста происходит по тому же коду, с использованием которого произведение написано; если же читатель не восприимчив к "обстоятельствам", то поэт, гиперболизирующий их значение, рискует остаться в одиночестве, фальшивя и не получая никакого отклика. Симптомов такого разлада поэзия 40-х годов зафиксировала достаточно. Изучение литературного процесса послевоенных десятилетий приводило французских ученых к диаметрально противоположным выводам. Согласно одному, поэзия быстро отказалась от уроков Сопротивления, утратила связь с обстоятельствами и вернулась на круги своя — к герметизму, вне которого якобы не может быть искусства.

Согласно другому выводу, опыт Сопротивления был высшим выражением извечно существующей и весьма благотворной зависимости поэзии от истории; впитав этот опыт, поэзия уже не могла повернуть вспять. Ясно, конечно, что в основе таких интерпретаций — оппозиции в понимании отношений искусства и действительности. Но ведь каждый из спорящих приводил весьма убедительные примеры.

В первом случае, называя книги Рене Шара, Пьера Реверди, Анри Мишо; во втором — черпая аргументы в творчестве поэтов, заслуживших репутацию первых среди равных — т. е. в творчестве Элюара и Арагона.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...