Этот вечный спор с самим собой
20 Марта 2013
Человек сам для себя тайна, непознаваемая и неисчерпаемая, в нем смешаны мужские и женские черты, добро и зло. "Ад — это другие", утверждал Сартр, ад заключен в тебе самом, полагает Грин, "любовь — это ад", считают его герои ("Дурное место"). В романе "Мойра" имя героини отсылает к греческим богиням судьбы и к деве Марии (Мойра — кельтский, ирландский вариант произношения), к античному Року и христианскому предопределению. Джозеф предстает как Иосиф Прекрасный (прислуживание в кафетерии — продажа в рабство, сцена соблазнения — эпизод с женой Потифара) и как Иосиф-плотник. Его друг Дэвид, будущий пастор, мудрый наставник, напоминает о ветхозаветном пророке. Джозеф, знаток писания, не распознав в блуднице Пречистую, в Марии-Магдалине — Марию, нарушил божие веление: "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою" (Матфей, 1, 20).
Многозначность имен героев, которую можно показать и на многих других примерах (так, в Энгесе из "Ночи" зашифрованы агнец и змей), соответствует гриновской концепции множественности личности. Ей подчиняется и система персонажей в послевоенных романах: главный герой окружен серией двойников, проживающих разные варианты его жизни. Они — материализация его чувств и поступков, в первую очередь греховных (этот принцип открыто воплощен в "Вару не", когда на глазах у Хэл я его преступление обретает человеческий облик; он достаточно характерен и для Мориака: "Редко бывает, что наши преступления предстают нам в образе смертельно раненного ребенка" — "Дороги к морю"). Персонажи различаются по четырем признакам: молодой — старый, красивый — уродливый, бедный — богатый, невинный — порочный.
Главные герои обычно обладают первыми из названных качеств (которые в художественном мире Грина могут условно считаться положительными) , чаще только тремя (Уилфред порочен, Эдвига некрасива), ибо наличие всех четырех "добродетелей" лишает возможности самостоятельно действовать, превращает в жертву (Луиза). Сюжет строится на колебаниях между этими полюсами, причем потеря любого из начально дарованных качеств оказывается пагубной. Когда герои перестают нуждаться (Уилфред получает наследство, Карин — прибавку к жалованью), это — верный знак гибели, которой карается попытка выйти из состояния "раба".
Разорение, кража всегда рисуется как насилие: "vol" — "viol". Каждая из оппозиций может трансформироваться, приобретать вид: ребенок — взрослый, вызывающий любовь — безответно любящий, слуга — хозяин, лишенный жизни — живой. Невинность может оказаться не нравственной заслугой, а физическим изъяном.
Наш опрос
Бернар Фонтенель

Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана. Биография Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после...
Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...
Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....
Жак-Анри де Сен-Пьер
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (фр. Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre, 19 января 1737, Гавр — 21 января 1814, Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз) — французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини».…
Пьер Мариво
Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,…
Пьер де Бурдейль
Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи…
Маркиз де Сад
Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он…
Филипп Кино
Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре…
Франсуа де Малерб
Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют…