1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Т.О. Кожанова

Эмоциональные оппозиции в ренессансной пасторали

(«Аркадия» Я.Саннадзаро)

Значение «Аркадии» Я. Саннадзаро (1480-1502) в истории европейской пасторали трудно переоценить. Являясь «наиболее знаменитым и образцовым сочинением пасторального жанра во всей ренессансной литературе» (Л.М. Баткин), «Аркадия» вместе с тем выступает первым образцом пасторального романа нового времени. Саннадзаро не просто воспроизводит «все, что было создано буколической литературой за ее семнадцативековую историю» (Л. Монга), а организует по-новому материал, переводит буколический код на язык ренессансной культуры.

Обычно гуманистический мир «Аркадии» связывают с элегическими настроениями меланхолии, грусти, печали, выделяя два основных предмета изображения в произведении – смерть и несчастную любовь. По выражению Э. Панофски, «Саннадзаро упивается погребальными песнопениями и обрядами, полными любовного томления песнями и полными грусти воспоминаниями». Такое суждение является отчасти обоснованным. Поминальные обряды совершаются в романе дважды: над могилой пастуха Андрогео (5 проза) и над могилой почтенной Массилии (проза 10). С другой стороны, перед нами проходит целая череда несчастных влюбленных: Синчеро, Эргасто, Карино, Клонико, Мелибей.

Однако повествование развивается неоднородно. Вплоть до пятой главы тон романа носит беспечный и даже веселый характер. Пастухи шутят, смеются, устраивают праздники и игры, восхваляют своих возлюбленных, веселые пастушки плетут венки. Знаменательным является описание праздника пастухов, в честь богини пастушества Палес (3 проза), и описание различных пастушеских соревнований, песенных (4 эклога) или спортивных (11 проза). Только в пятой прозе появляются мотивы утраты Золотого века, связанные со смертью пастуха Андрогео, и, начиная уже с седьмой главы, повествующей о безответной любви Синчеро к Кармозине, меланхолическое настроение в романе преобладает. Но смерть Кармозины, повлекшая за собой отчаяние поэта, не мешает Саннадзаро-Синчеро напоследок восславить свою пастушескую свирель, мирную сельскую жизнь и тем самым восстановить изначальную гармонию пастушеской идиллии.

Таким образом, роман далек от монотонно-меланхолического однообразия, которое вменяют ему в вину некоторые исследователи (в том числе и де Санктис). Согласно ренессансному принципу varietà, в «Акрадии» чередуются веселые и печальные эпизоды, а сам образ жизни пастухов носит принципиально праздничный характер, свойственный парадигме гуманистического общения, которое было «одновременно серьезным и игровым, интимным и приподнятым, житейским и культурным» (Л. М. Баткин).

SUMMARY

 

В данной работе рассматривается роман Я. Саннадзаро «Аркадия» (1480-1502) с точки зрения общей эмоциональной тональности произведения. Несмотря на множество меланхолически-элегических мотивов в романе, образ Аркадии носит принципиально праздничный, радостный характер.

An emotional content of Sannazaro’s novel «Arcadia» (1480-1502) is discussed in this paper. In spite of melancholic-elegiac themes presented in the novel, Arcadia’s life has principle festal and joyful character.

* Кожанова Т.О. Эмоциональные оппозиции в ренессансной пасторали ("Аркадия" Я. Саннадзаро) // III Международная научная конференция "Язык и культура". Москва, 23 - 25 сентября 2005 г. Тезисы докладов. М., 2005. С. 238 - 239.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье

Теодор Агриппа д’Обинье (фр. Théodore Agrippa d'Aubigné; 8 февраля 1552 — 9 мая 1630) — французский поэт, писатель и историк конца эпохи Возрождения. Стойкий приверженец кальвинизма. Дед возлюбленной Людовика XIV госпожи де Ментенон....