1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Т.О. Кожанова

Эмоциональные оппозиции в ренессансной пасторали

(«Аркадия» Я.Саннадзаро)

Значение «Аркадии» Я. Саннадзаро (1480-1502) в истории европейской пасторали трудно переоценить. Являясь «наиболее знаменитым и образцовым сочинением пасторального жанра во всей ренессансной литературе» (Л.М. Баткин), «Аркадия» вместе с тем выступает первым образцом пасторального романа нового времени. Саннадзаро не просто воспроизводит «все, что было создано буколической литературой за ее семнадцативековую историю» (Л. Монга), а организует по-новому материал, переводит буколический код на язык ренессансной культуры.

Обычно гуманистический мир «Аркадии» связывают с элегическими настроениями меланхолии, грусти, печали, выделяя два основных предмета изображения в произведении – смерть и несчастную любовь. По выражению Э. Панофски, «Саннадзаро упивается погребальными песнопениями и обрядами, полными любовного томления песнями и полными грусти воспоминаниями». Такое суждение является отчасти обоснованным. Поминальные обряды совершаются в романе дважды: над могилой пастуха Андрогео (5 проза) и над могилой почтенной Массилии (проза 10). С другой стороны, перед нами проходит целая череда несчастных влюбленных: Синчеро, Эргасто, Карино, Клонико, Мелибей.

Однако повествование развивается неоднородно. Вплоть до пятой главы тон романа носит беспечный и даже веселый характер. Пастухи шутят, смеются, устраивают праздники и игры, восхваляют своих возлюбленных, веселые пастушки плетут венки. Знаменательным является описание праздника пастухов, в честь богини пастушества Палес (3 проза), и описание различных пастушеских соревнований, песенных (4 эклога) или спортивных (11 проза). Только в пятой прозе появляются мотивы утраты Золотого века, связанные со смертью пастуха Андрогео, и, начиная уже с седьмой главы, повествующей о безответной любви Синчеро к Кармозине, меланхолическое настроение в романе преобладает. Но смерть Кармозины, повлекшая за собой отчаяние поэта, не мешает Саннадзаро-Синчеро напоследок восславить свою пастушескую свирель, мирную сельскую жизнь и тем самым восстановить изначальную гармонию пастушеской идиллии.

Таким образом, роман далек от монотонно-меланхолического однообразия, которое вменяют ему в вину некоторые исследователи (в том числе и де Санктис). Согласно ренессансному принципу varietà, в «Акрадии» чередуются веселые и печальные эпизоды, а сам образ жизни пастухов носит принципиально праздничный характер, свойственный парадигме гуманистического общения, которое было «одновременно серьезным и игровым, интимным и приподнятым, житейским и культурным» (Л. М. Баткин).

SUMMARY

 

В данной работе рассматривается роман Я. Саннадзаро «Аркадия» (1480-1502) с точки зрения общей эмоциональной тональности произведения. Несмотря на множество меланхолически-элегических мотивов в романе, образ Аркадии носит принципиально праздничный, радостный характер.

An emotional content of Sannazaro’s novel «Arcadia» (1480-1502) is discussed in this paper. In spite of melancholic-elegiac themes presented in the novel, Arcadia’s life has principle festal and joyful character.

* Кожанова Т.О. Эмоциональные оппозиции в ренессансной пасторали ("Аркадия" Я. Саннадзаро) // III Международная научная конференция "Язык и культура". Москва, 23 - 25 сентября 2005 г. Тезисы докладов. М., 2005. С. 238 - 239.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бенинь Боссюэ

Жак Бени́нь Боссюэ́ (фр. Jacques Bénigne Bossuet, 27 сентября 1627, Дижон — 12 апреля 1704, Париж) — знаменитый французский проповедник и богослов XVII века, писатель, епископ Мо. Вехи биографии Боссюэ был родом из дворянской семьи....

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...