1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Н. Т. Пахсарьян

 

РАБЛЕЗИАНСКИЙ  ГЕРОЙ  В  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ:

ОСТАП  БЕНДЕР*

 

Переклички  и  влияния  в  сфере  художественной  литературы  между  Францией  и  Россией  не  раз  становились  предметом  литературоведческого  анализа.  Достаточно  вспомнить  в  этой  связи  классический  труд  Б.В. Томашевского  «Пушкин  и  Франция».  В  то  же  время  внимание  исследователей  больше  привлекали  либо  отношение  отдельного  писателя  к  французской  культуре  в  целом  (как  в  названном  выше  случае),  либо  непосредственные,  контактные  связи  между  произведениями  или  писателями  в  пределах  определенной  эпохи  (напр.,  Ж.-Ж. Руссо  и Ф. Эмин  или  Флобер  и  Тургенев),  либо  генеалогические  линии  подражания-преемственности  литературных  явлений  непосредственно  сменяющих  друг  друга  эпох  (напр.,  Скаррон  и  Чулков  или  Мариво  и  Пушкин).  В  меньшей  мере,  думается,  осмыслены  отдаленные  эстетические  созвучия,  сознательно  создаваемые  авторами  аллюзии  между  русской  и  французской  литературой  в  процессе  реализации  не  нарочито  утрированной,  постмодернистской,  а  органически  присущей  словесной  культуре,  «естественной»  интертекстуальности – подобно  тому,  как  это  исследовано,  например,  в  отношении  «Мертвых  душ»  Гоголя  и  «Божественной  комедии»  Данте.

Опубликованные  у  нас  в  1995  (и  несколько  раньше – в 1991 г. – на  Западе)  обстоятельные  комментарии  Ю. Щеглова  к  двум  романам  И. Ильфа  и  Е. Петрова  об  Остапе  Бендере  не  только  дают  обширный  материал  для  анализа,  но,  по  существу,  уже  ставят  обозначенную  в  заглавии  данного  доклада  проблему.  Правда,  непосредственной  касаясь  вопроса  о  литературной  генеалогии  Остапа  Бендера  (во  вводной  статье),  автор  не  называет  среди  «предшественников»  героя  персонажей  Рабле,  в  частности,  Панурга.  Включая  фигуру  Бендера  в  два  главных  литературных  ряда – «плутовской»  и  «демонический»,  Ю. Щеглов  ведет  его  от  мольеровских  слуг  и  далее,  не  выясняя  более  ранних  истоков.  Уточняя  по  ходу  размышлений  над  проблемой  типологической  перспективы  персонажа,  что  герой  И. Ильфа  и  Е. Петрова  соприкасается  с  классом  литературных  «шутов,  плутов  и  мнимых  простаков»,  литературовед  и  здесь  называет,  наряду  с  Бендером,  лишь  Швейка  и  Симплициссимуса – персонажа  немецкого  барочного  романа  XVII  века,  но  не  Панурга.  Герой  Рабле  фигурирует  лишь  в  комментариях,  где  констатируется  очевидная  реминисценция  из  французского  ренессансного  романа:  рассуждения  Бендера  о  «сравнительно  честных  способах»  зарабатывания  денег. 

Пристальнее  вглядываясь  в  сделанные  Ю. Щегловым  сопоставления  Бендера  с  персонажами  литературы  XVII  века,  легко  обнаружить,  что  эти  сравнения  «хромают»  сильней,  чем  это  кажется  литературоведу.  Ведь  в  комической – и классицистической,  и  барочной – литературе  XVII  столетия  принцип  амбивалентного  восприятия  и  художественного  воссоздания  действительности  и  человека  (амбивалентность – первое  свойство  поэтики  романа  И. Ильфа и Е. Петрова, проницательно  названное  самим  ученым),  свойственный  Ренессансу,  сменяется  принципом  антиномичности.  Говоря  несколько  упрощенно,  но  наглядно:  если  в  ренессансном  персонажей  различные  свойства,  жизненные  амплуа  существуют  как  равно  необходимые  «и  то,  и  другое»,  то  комический  (впрочем, и «высокий»)  характер  в  литературе  XVII  века  строится  по  принципу  «либо  то,  либо  другое»  –  и  это  равно  касается  как  рационалистической  эстетики  классицизма  (так,  мольеровский  Скапен – плут,  но  слишком  умен  и  ловок  для  шута,  тогда  как  Маскариль  и  Жодле  из  «Смешных  жеманниц» – глупые  шуты,  послушно  выполняющие  плутню  своих  хозяев),  так  и  «рассудочной  экстравагантности»  (С. С. Аверинцев)  барокко  (так,  роли  простака,  шута,  плута  протеистический  герой  Гриммельсгаузена  исполняет  не  одновременно,  эти  ипостаси  персонажа  связаны  в  произведении  по  принципу  контрастного  контаминирования,  а  не  синтеза.

Представляется,  что  именно  амбивалентность  главного  героя  дилогии  И. Ильфа  и  Е. Петрова  (включающая  в  себя  не  только  «плута»  и  «демона»,  но  и  «шута»,  «простака»,  «мудреца» в – не  как  сменяющие  друг  друга  маски,  а  как  амплуа,  претерпевающие  бесконечное  взаимопревращение)  прочнее  всего  связывает  сатирическую  фантасмагорию  «Двенадцати  стульев»  и  «Золотого  теленка»  со  знаменитым  философским  романом-мениппеей  Ф. Рабле.  Причины  и  функции  подобной  идейно-эстетической  переклички  могли  бы  стать  предметом  специального  компаративного  исследования.


 

* Пахсарьян Н. Т. Раблезианский  герой  в  русской  литературе:  Остап  Бендер // Историческое  и  литературное  наследие  Франции  и  культурные  традиции  России  от  средневековья  до  наших  дней.  3-я  международная  научно-теоретическая  конференция  1 – 5  апреля  1998.  Тезисы  /  Санкт-Петербургский  гуманитарный  университет  профсоюзов.  Санкт-Петербургский  центр  Жанны  д’Арк – Шарля  Пеги.  Санкт-Петербург:  Издательство  Санкт-Петербургского  гуманитарного  университета  профсоюзов, 1998. С. 24 – 25.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...