1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Н.Т. Пахсарьян

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Просвещение  (нем. Aufklärung;  англ. Enlightenment;  фр.  Les  Lumieres;  ит.  Illuministo;  исп.  Illustracion) – интеллектуально-философское  и  культурное  движение  в  странах  Европы  (в  т.ч. и в России)  и  Северной  Америки,  распространившееся  с  конца  17  в.  (конец  1680-х – 90-е)  и  завершившееся  в  конце  18 – начале  19  столетия,  в  период  Великой  французской  революции  и  в  первые  послереволюционные  годы.  Термин  «П.»  восходит  к  корневому  слову  «свет».  Это  понятие  встречается  еще  в  религиозных  текстах,  в  Библии  оно  связано  с  отделением  Творцом  света  от  тьмы  и  самим  Богом  как  Светом  нового  творения.  «Свет»  издавна  был  связан  и  с  человеческим  разумом,  рассматривался  как  отблеск  Божественного  духа  и  означал  «знание,  ясность  ума».  В  18  в.  в  него  стали  вкладывать  специфическое  содержание:  это  наиболее  совершенные  качества  разума,  его  пытливость,  проницательность,  живая  динамичность,  устремленность  к  познанию.  «П.»  и  предполагает  прежде  всего  жажду  свободного,  самостоятельного  и  активного  размышления  над  проблемами  мира,  общественного  и  природного  бытия.  Слово  довольно  часто  употребляется  уже  мыслителями  начала  и  середины  18  столетия,  однако  вполне  отчетливое  определение  оно  получает  в  1784,  когда  И. Кант  публикует  статью  «Что  такое  Просвещение?»,  провозглашая  важнейшим  принципом  П.  «умение  пользоваться  собственным  умом»,  позволяющее  человечеству  «выйти  из  состояния  несовершеннолетия»,  в  котором  оно  до  сих  пор  находилось  по  «собственной  вине».  Кант  особенно  подчеркивает,  что  он  и  его  современники  живут  не  в  уже  просвещенном  веке,  а  в  эпоху,  когда  лишь  начался  процесс  П.  Постулированная  европейскими  просветителями  необходимость  внести  свет  разума  в  человеческую  жизнь,  опираться  не  на  веру,  авторитет,  обычай,  а  на  разумное  и  самостоятельное  суждение,  формировала  особое  отношение  деятелей  П.  к  интеллектуальной,  духовной  традиции,  стимулировала  борьбу  с  предрассудками,  повышала  интерес  к  проблемам  воспитания  и  образования  людей.  Поначалу  воспитание  предполагает  развитие  в  личности  и  ума,  и  сердца,  отношения  которых  представляются  весьма  гармоничными:  чем  разум  человека  становится  просвещеннее,  тем  его  сердце – чувствительнее, – полагали  французские  энциклопедисты – авторы  многотомного  труда,  вобравшего  в  себя  новые,  просветительские  знания  и  представления  о  важнейших  понятиях  человеческой  жизни.  На  более  позднем  этапе  П.  с  1760-х  и  далее  отношения  между  рациональным  и  чувственно-эмоциональным  предстают  уже  не  столь  гармоничными.

П. – это  идейное,  интеллектуальное,  культурное  движение,  имеющее  общие  исходные  принципы.  Однако  просветители  вовсе  не  были  согласны  друг  с  другом  во  всем  и  всегда:  ученик  Дж. Локка  А.Э.К.Шефтсбери  вел  полемику  со  своим  учителем,  поклонник  энциклопедистов Ж.Ж.Руссо  пришел  в  конце  концов  к  резком  расхождению  с  ними,  Ш.Монтескьё  был  сторонником  монархии,  тот  же  Руссо – республиканцем.  Существовали  также  определенные  различия  в  воззрениях  просветителей  разных  стран,  разных  этапов.  Английское  П.  было,  очевидно,  наиболее  ранним  и  наиболее  компромиссным,  французское – наиболее  ярким,  авторитетным  и  разнообразным,  немецкое – наиболее  поздним  и  носящим  прежде  всего  философско-эстетический  характер.  В  движении  П.  участвовали  буржуа  и  дворяне, светские  люди  и  священнослужители,  их  просветительские  воззрения  порой  причудливо  сочетались  в  Англии – с пуританизмом  (у  Д.Дефо,  С.Ричардсона),  в  Германии – с  пиетизмом  (у Х. Томазия),  во  Франции – со  спиритуализмом (у  Э.Б.Д.Кондильяка).  Объединяла  этих  разных  людей  прежде  всего  высочайшая  оценка  свободного  размышления.

П. не является  определенным художественным,  литературным  направлением,  однако  многие – и  лучшие – писатели  18  в.  были  просветителями: А. Поуп, Дефо, Дж. Свифт,  Ричардсон  в  Англии,  Монтескьё,  Вольтер,  Д.Дидро,  Руссо  во  Франции,  Г.Э.Лессинг,  К.М.Виланд,  Ф.Шиллер,  И.В.Гете  в  Германии.  Просветительская  литература  формирует  своеобразные  идейно-художественные  принципы  (это  прежде  всего  морализация  и  дидактизм,  построение  сюжета  как  доказательства  или  опровержения  определенного  философского  тезиса,  введение  в  систему  персонажей  героев – носителей  авторских  идей),  но  в  целом  она  вбирает  в  себя  опыт  разных  литературных  направлений  18  столетия – классицизма  (см.  трагедию  Вольтера  «Эдип»,  1718;  поэму-трактат  А.Поупа  «Опыт  о  человеке»,  1732 – 34;  оду  «К  Радости», 1786,  Шиллера,  трагедию  «Ифигения  в  Тавриде»,  1787,  Гёте),  рококо  (философские  повести  Свифта,  Монтескьё,  Вольтера,  Дидро,  Виланда),  сентиментализма  («мещанские  драмы»  Лессинга  и  Дидро,  романы  Ричардсона,  Руссо,  «Страдания  молодого Вертера»  Гёте),  вливается  в  их  эволюцию. Просветители  отдают  дань  разным  литературным  жанрам  эпохи:  поэтическим  (оды,  эпиграммы,  элегии,  описательные  и  ироикомические  поэмы),  драматическим  (трагедия,  комедия,  мещанская  драма),  прозаическим  (философский  роман,  философская  повесть). Им  важно  пропагандировать  свои  воззрения,  но  это  не  значит,  что  они  лишь  иллюстрируют  готовые  мыли  литературным  материалом:  художественное  творчество  является  для  них  формой  выработки  этих  мыслей,  способом  размышления  над  актуальными  проблемами.  Обращение  к  художественной  литературе  отражает  общий  интерес  просветителей  не  к  абстрактным  метафизическим  категориям, а  к  конкретным  животрепещущим  проблемам  человека  и  общественным  конфликтам.

Новаторство  просветителей  проявляется  не  только  в  области  идей,  но  и  художественных  форм.  Писатели  П.  открыли  современность  как  эстетически  равноправную  с  мифологией  и  историей  область  изображения,  не  связанную  непременно  с  комедией  или  сатирой,  и  это  выдвинуло  в  число  ведущих  жанров  18  столетия  социально-психологический  роман  о  современности.  Они  стремились  доставить  читателю  «радости  тончайшей  мысли»  (П. Валерии)  и  вовлечь  их  в  процесс  этой  мысли:  большинство  произведений  снабжались  программными  предисловиями,  сами  тексты  часто  содержали  прямые  обращения  к  читателям,  сюжеты  сочетали  дидактизм  развязки  с  открытостью  поставленной  проблемы.  Сторонники  П.  размышляли  над  категорией  «просвещенного  вкуса»  и применяли  этот  критерий  в  собственном  литературном  творчестве.  Просветительские  сочинения  отличает  разнообразие  и  богатство  художественной  интонации,  они  сочетают  ясность  и  патетичность,  интеллектуальность  и  проникновенность,  изящество  и  искренность  выражения. Многие  произведения  просветителей  стали  мировой  художественной  классикой.  «Робинзон  Крузо»  (1719)  Дефо  и  «Приключения  Гулливера»  (1726)  Свифта,  «Кандид»  (1759)  Вольтера  и  «Юлия,  или  Новая  Элоиза»  (1761)  Руссо,  «Дон  Карлос»  (1783 – 87)  Шиллера  и  «Фауст»  (1808 – 31)  Гете.

Образ  П., а  значит,  и  уточнение  и  эволюция  самого  термина,  начали  складываться  уже  в  период  Великой  французской  революции,  когда  французские  революционеры  стали  рассматривать  себя   как  верных  учеников  Монтескьё,  Вольтера  и  прежде  всего  Руссо,  придавая,  однако  автор  «Общественного  договора»  не  свойственный  ему  на  самом  деле  последовательный  политический  радикализм  и  отталкивая  от  себя  вчерашних  «вольтерьянцев»  (Ф.Р. де Шатобриана)  и  «руссоистов».  Разочарование  в  ходе  и  итогах  революции  заставляло  многих  современников  винить  в  неудаче  просветителей.  Романтизм,  рождавшийся  в  значительной  мере  в  полемике  с  предшествующим  этапом  культуры,  внес,  т.о.,  существенные  коррективы  в  понимание  феномена  П.  и  литературы  18  в.  Этот  период  стал  рассматриваться  как  время  безверия  и  рассудочного,  поверхностного  отношения  к  миру  и  человеку,  как  эпоха,  провозгласившая  «культ  Разума»  и  забывшая  про  чувства.  Фактически  в  эпоху  романтизма  П.  стало  связываться  с  движением  «идеологов»  (А.Л. К. Дестют  де  Траси,  К.Ф.Вольней  и  др.),  готовивших  Французскую  революцию,  и  постепенно  рассматриваться  как  непосредственная  идеологическая  подготовка  этого  события.  Своеобразным  эталоном  П.  начали  считаться  воззрения  французских  философов-материалистов  и  утопистов  второй  половины  18  в.,  труды  которых  собственно в  П.  занимали  на  самом  деле  периферийное  место.  В  полемике  с  этими  представлениями  в  истории  философии  и  в  литературоведении 20  в.  постепенно  развиваются  более  диалектические  и  исторически  корректные  трактовки  П.,  в  основу  которых  положены  идеи  немецкого  ученого  Э.Кассирера.  Он,  в  частности,  подчеркивал,  что  просветительская  мысль  богата  и  разнообразна,  что  она  проявляется  «не  в  отдельных  теориях  или  совокупности  аксиом,  а  там,  где  происходит  ее  становление,  где  она сомневается  и  ищет,  разрушает  и  строит»  (Cassirer E. Die  Philosophie  der  Aufklärung. Tübingenm, 1832. S. 27). Осознавая сложность и пестроту  идеологических  истоков  Французской  революции,  а  с  другой  стороны – несводимость  воззрений  просветителей  к  революционной  идеологии,  современные  зарубежные  ученые  трактуют  П.  как  широкое  движение,  в  основе  которого  лежит  прежде  всего  выработка  новых  принципов  мышления,  защита  свободной  мысли.  П.  не  истолковывается  более  и  как  буржуазная  идеология.  Просветители  отстаивали  многие  идеи,  которые  являются  общечеловеческими  ценностями  и  сохраняют  свое  значение  и  сегодня,  независимо  от  политической  или  идеологической  конъюнктуры.

В  основу  отечественной  концепции  П.  были  положены  суждения  К.Маркса  и  Ф.Энгельса,  рассматривавших  его  как  идейное  движение  буржуазного  класса.  По  мнению  Энгельса,  чаемое  просветителями  «царство  разума  было  не  чем  иным,  как  идеализированным  царством  буржуазии»  (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 17). В 1930-е, когда закладывались  основы  вульгарно-социологической  концепции  просветительского  движения,  в  отечественном  литературоведении  закрепилось  окончательное  отождествление  П. с революционной  идеологией  буржуазии.  Это  привело  некоторых  ученых  к  убеждению,  что  в  странах,  где  буржуазная  революция  уже  свершилась  (в  Англии),  П. отсутствовало.  Однако  в  последнее  десятилетие  трактовка  П.  как  широкого  культурного  движения,  основные  идеи  которого  носят  общечеловеческий  характер,  находит  все  больше  сторонников  и  в  нашей  науке.

Лит.:  Библер В.С. Век  Просвещения  и  критика  способности  суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская  художественная  культура  XVIII века. М., 1980;  Культура  эпохи  Просвещения / Ред. К. Андерсон. М., 1993;  Разумовская М.В. От «Персидских  писем»  до  «Энциклопедии»:  (Роман и  наука  во  Франции  в  XVIII веке). СПб, 1994; Аверинцев С.С. Два рождения европейского  рационализма // Он  же.  Риторика  и  истоки  европейской  литературной  традиции. М., 1996;  Человек  эпохи  Просвещения. /  Отв.  Ред. Г.С.Кучеренко. М., 1999;  Europaische  Aufklärung. Wiesbaden, 1974-84. Vol. 1-3; Sambrook J. The eighteenth  century. L.; N.Y., 1986; Mortier R. Le Coeur  et  la  Raison. P., 1990;  Tatin-Gourier J.-J. Lire les Lumieres. P., 1996.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...