1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Н.Т. Пахсарьян

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Просвещение  (нем. Aufklärung;  англ. Enlightenment;  фр.  Les  Lumieres;  ит.  Illuministo;  исп.  Illustracion) – интеллектуально-философское  и  культурное  движение  в  странах  Европы  (в  т.ч. и в России)  и  Северной  Америки,  распространившееся  с  конца  17  в.  (конец  1680-х – 90-е)  и  завершившееся  в  конце  18 – начале  19  столетия,  в  период  Великой  французской  революции  и  в  первые  послереволюционные  годы.  Термин  «П.»  восходит  к  корневому  слову  «свет».  Это  понятие  встречается  еще  в  религиозных  текстах,  в  Библии  оно  связано  с  отделением  Творцом  света  от  тьмы  и  самим  Богом  как  Светом  нового  творения.  «Свет»  издавна  был  связан  и  с  человеческим  разумом,  рассматривался  как  отблеск  Божественного  духа  и  означал  «знание,  ясность  ума».  В  18  в.  в  него  стали  вкладывать  специфическое  содержание:  это  наиболее  совершенные  качества  разума,  его  пытливость,  проницательность,  живая  динамичность,  устремленность  к  познанию.  «П.»  и  предполагает  прежде  всего  жажду  свободного,  самостоятельного  и  активного  размышления  над  проблемами  мира,  общественного  и  природного  бытия.  Слово  довольно  часто  употребляется  уже  мыслителями  начала  и  середины  18  столетия,  однако  вполне  отчетливое  определение  оно  получает  в  1784,  когда  И. Кант  публикует  статью  «Что  такое  Просвещение?»,  провозглашая  важнейшим  принципом  П.  «умение  пользоваться  собственным  умом»,  позволяющее  человечеству  «выйти  из  состояния  несовершеннолетия»,  в  котором  оно  до  сих  пор  находилось  по  «собственной  вине».  Кант  особенно  подчеркивает,  что  он  и  его  современники  живут  не  в  уже  просвещенном  веке,  а  в  эпоху,  когда  лишь  начался  процесс  П.  Постулированная  европейскими  просветителями  необходимость  внести  свет  разума  в  человеческую  жизнь,  опираться  не  на  веру,  авторитет,  обычай,  а  на  разумное  и  самостоятельное  суждение,  формировала  особое  отношение  деятелей  П.  к  интеллектуальной,  духовной  традиции,  стимулировала  борьбу  с  предрассудками,  повышала  интерес  к  проблемам  воспитания  и  образования  людей.  Поначалу  воспитание  предполагает  развитие  в  личности  и  ума,  и  сердца,  отношения  которых  представляются  весьма  гармоничными:  чем  разум  человека  становится  просвещеннее,  тем  его  сердце – чувствительнее, – полагали  французские  энциклопедисты – авторы  многотомного  труда,  вобравшего  в  себя  новые,  просветительские  знания  и  представления  о  важнейших  понятиях  человеческой  жизни.  На  более  позднем  этапе  П.  с  1760-х  и  далее  отношения  между  рациональным  и  чувственно-эмоциональным  предстают  уже  не  столь  гармоничными.

П. – это  идейное,  интеллектуальное,  культурное  движение,  имеющее  общие  исходные  принципы.  Однако  просветители  вовсе  не  были  согласны  друг  с  другом  во  всем  и  всегда:  ученик  Дж. Локка  А.Э.К.Шефтсбери  вел  полемику  со  своим  учителем,  поклонник  энциклопедистов Ж.Ж.Руссо  пришел  в  конце  концов  к  резком  расхождению  с  ними,  Ш.Монтескьё  был  сторонником  монархии,  тот  же  Руссо – республиканцем.  Существовали  также  определенные  различия  в  воззрениях  просветителей  разных  стран,  разных  этапов.  Английское  П.  было,  очевидно,  наиболее  ранним  и  наиболее  компромиссным,  французское – наиболее  ярким,  авторитетным  и  разнообразным,  немецкое – наиболее  поздним  и  носящим  прежде  всего  философско-эстетический  характер.  В  движении  П.  участвовали  буржуа  и  дворяне, светские  люди  и  священнослужители,  их  просветительские  воззрения  порой  причудливо  сочетались  в  Англии – с пуританизмом  (у  Д.Дефо,  С.Ричардсона),  в  Германии – с  пиетизмом  (у Х. Томазия),  во  Франции – со  спиритуализмом (у  Э.Б.Д.Кондильяка).  Объединяла  этих  разных  людей  прежде  всего  высочайшая  оценка  свободного  размышления.

П. не является  определенным художественным,  литературным  направлением,  однако  многие – и  лучшие – писатели  18  в.  были  просветителями: А. Поуп, Дефо, Дж. Свифт,  Ричардсон  в  Англии,  Монтескьё,  Вольтер,  Д.Дидро,  Руссо  во  Франции,  Г.Э.Лессинг,  К.М.Виланд,  Ф.Шиллер,  И.В.Гете  в  Германии.  Просветительская  литература  формирует  своеобразные  идейно-художественные  принципы  (это  прежде  всего  морализация  и  дидактизм,  построение  сюжета  как  доказательства  или  опровержения  определенного  философского  тезиса,  введение  в  систему  персонажей  героев – носителей  авторских  идей),  но  в  целом  она  вбирает  в  себя  опыт  разных  литературных  направлений  18  столетия – классицизма  (см.  трагедию  Вольтера  «Эдип»,  1718;  поэму-трактат  А.Поупа  «Опыт  о  человеке»,  1732 – 34;  оду  «К  Радости», 1786,  Шиллера,  трагедию  «Ифигения  в  Тавриде»,  1787,  Гёте),  рококо  (философские  повести  Свифта,  Монтескьё,  Вольтера,  Дидро,  Виланда),  сентиментализма  («мещанские  драмы»  Лессинга  и  Дидро,  романы  Ричардсона,  Руссо,  «Страдания  молодого Вертера»  Гёте),  вливается  в  их  эволюцию. Просветители  отдают  дань  разным  литературным  жанрам  эпохи:  поэтическим  (оды,  эпиграммы,  элегии,  описательные  и  ироикомические  поэмы),  драматическим  (трагедия,  комедия,  мещанская  драма),  прозаическим  (философский  роман,  философская  повесть). Им  важно  пропагандировать  свои  воззрения,  но  это  не  значит,  что  они  лишь  иллюстрируют  готовые  мыли  литературным  материалом:  художественное  творчество  является  для  них  формой  выработки  этих  мыслей,  способом  размышления  над  актуальными  проблемами.  Обращение  к  художественной  литературе  отражает  общий  интерес  просветителей  не  к  абстрактным  метафизическим  категориям, а  к  конкретным  животрепещущим  проблемам  человека  и  общественным  конфликтам.

Новаторство  просветителей  проявляется  не  только  в  области  идей,  но  и  художественных  форм.  Писатели  П.  открыли  современность  как  эстетически  равноправную  с  мифологией  и  историей  область  изображения,  не  связанную  непременно  с  комедией  или  сатирой,  и  это  выдвинуло  в  число  ведущих  жанров  18  столетия  социально-психологический  роман  о  современности.  Они  стремились  доставить  читателю  «радости  тончайшей  мысли»  (П. Валерии)  и  вовлечь  их  в  процесс  этой  мысли:  большинство  произведений  снабжались  программными  предисловиями,  сами  тексты  часто  содержали  прямые  обращения  к  читателям,  сюжеты  сочетали  дидактизм  развязки  с  открытостью  поставленной  проблемы.  Сторонники  П.  размышляли  над  категорией  «просвещенного  вкуса»  и применяли  этот  критерий  в  собственном  литературном  творчестве.  Просветительские  сочинения  отличает  разнообразие  и  богатство  художественной  интонации,  они  сочетают  ясность  и  патетичность,  интеллектуальность  и  проникновенность,  изящество  и  искренность  выражения. Многие  произведения  просветителей  стали  мировой  художественной  классикой.  «Робинзон  Крузо»  (1719)  Дефо  и  «Приключения  Гулливера»  (1726)  Свифта,  «Кандид»  (1759)  Вольтера  и  «Юлия,  или  Новая  Элоиза»  (1761)  Руссо,  «Дон  Карлос»  (1783 – 87)  Шиллера  и  «Фауст»  (1808 – 31)  Гете.

Образ  П., а  значит,  и  уточнение  и  эволюция  самого  термина,  начали  складываться  уже  в  период  Великой  французской  революции,  когда  французские  революционеры  стали  рассматривать  себя   как  верных  учеников  Монтескьё,  Вольтера  и  прежде  всего  Руссо,  придавая,  однако  автор  «Общественного  договора»  не  свойственный  ему  на  самом  деле  последовательный  политический  радикализм  и  отталкивая  от  себя  вчерашних  «вольтерьянцев»  (Ф.Р. де Шатобриана)  и  «руссоистов».  Разочарование  в  ходе  и  итогах  революции  заставляло  многих  современников  винить  в  неудаче  просветителей.  Романтизм,  рождавшийся  в  значительной  мере  в  полемике  с  предшествующим  этапом  культуры,  внес,  т.о.,  существенные  коррективы  в  понимание  феномена  П.  и  литературы  18  в.  Этот  период  стал  рассматриваться  как  время  безверия  и  рассудочного,  поверхностного  отношения  к  миру  и  человеку,  как  эпоха,  провозгласившая  «культ  Разума»  и  забывшая  про  чувства.  Фактически  в  эпоху  романтизма  П.  стало  связываться  с  движением  «идеологов»  (А.Л. К. Дестют  де  Траси,  К.Ф.Вольней  и  др.),  готовивших  Французскую  революцию,  и  постепенно  рассматриваться  как  непосредственная  идеологическая  подготовка  этого  события.  Своеобразным  эталоном  П.  начали  считаться  воззрения  французских  философов-материалистов  и  утопистов  второй  половины  18  в.,  труды  которых  собственно в  П.  занимали  на  самом  деле  периферийное  место.  В  полемике  с  этими  представлениями  в  истории  философии  и  в  литературоведении 20  в.  постепенно  развиваются  более  диалектические  и  исторически  корректные  трактовки  П.,  в  основу  которых  положены  идеи  немецкого  ученого  Э.Кассирера.  Он,  в  частности,  подчеркивал,  что  просветительская  мысль  богата  и  разнообразна,  что  она  проявляется  «не  в  отдельных  теориях  или  совокупности  аксиом,  а  там,  где  происходит  ее  становление,  где  она сомневается  и  ищет,  разрушает  и  строит»  (Cassirer E. Die  Philosophie  der  Aufklärung. Tübingenm, 1832. S. 27). Осознавая сложность и пестроту  идеологических  истоков  Французской  революции,  а  с  другой  стороны – несводимость  воззрений  просветителей  к  революционной  идеологии,  современные  зарубежные  ученые  трактуют  П.  как  широкое  движение,  в  основе  которого  лежит  прежде  всего  выработка  новых  принципов  мышления,  защита  свободной  мысли.  П.  не  истолковывается  более  и  как  буржуазная  идеология.  Просветители  отстаивали  многие  идеи,  которые  являются  общечеловеческими  ценностями  и  сохраняют  свое  значение  и  сегодня,  независимо  от  политической  или  идеологической  конъюнктуры.

В  основу  отечественной  концепции  П.  были  положены  суждения  К.Маркса  и  Ф.Энгельса,  рассматривавших  его  как  идейное  движение  буржуазного  класса.  По  мнению  Энгельса,  чаемое  просветителями  «царство  разума  было  не  чем  иным,  как  идеализированным  царством  буржуазии»  (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 17). В 1930-е, когда закладывались  основы  вульгарно-социологической  концепции  просветительского  движения,  в  отечественном  литературоведении  закрепилось  окончательное  отождествление  П. с революционной  идеологией  буржуазии.  Это  привело  некоторых  ученых  к  убеждению,  что  в  странах,  где  буржуазная  революция  уже  свершилась  (в  Англии),  П. отсутствовало.  Однако  в  последнее  десятилетие  трактовка  П.  как  широкого  культурного  движения,  основные  идеи  которого  носят  общечеловеческий  характер,  находит  все  больше  сторонников  и  в  нашей  науке.

Лит.:  Библер В.С. Век  Просвещения  и  критика  способности  суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская  художественная  культура  XVIII века. М., 1980;  Культура  эпохи  Просвещения / Ред. К. Андерсон. М., 1993;  Разумовская М.В. От «Персидских  писем»  до  «Энциклопедии»:  (Роман и  наука  во  Франции  в  XVIII веке). СПб, 1994; Аверинцев С.С. Два рождения европейского  рационализма // Он  же.  Риторика  и  истоки  европейской  литературной  традиции. М., 1996;  Человек  эпохи  Просвещения. /  Отв.  Ред. Г.С.Кучеренко. М., 1999;  Europaische  Aufklärung. Wiesbaden, 1974-84. Vol. 1-3; Sambrook J. The eighteenth  century. L.; N.Y., 1986; Mortier R. Le Coeur  et  la  Raison. P., 1990;  Tatin-Gourier J.-J. Lire les Lumieres. P., 1996.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Филипп Кино

Филипп Кино

Фили́пп Кино́ (фр. Philippe Quinault, 3 июня 1635, Париж — 26 ноября 1688, Париж) — французский поэт, драматург, либреттист; ученик Тристана Отшельника, который ввел его в литературное общество; автор трагедий, игравшихся в театре...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Жорж де Скюдери

Жорж де Скюдери

Жорж де Скюдери́ (фр. Georges de Scudéry, 22 августа 1601, Гавр — 14 мая 1667, Париж) — французский поэт и драматург XVII века, представитель прециозной литературы. Брат Мадлен де Скюдери. Биография Родился в обедневшей дворянской...