1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Н.Т.Пахсарьян

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАРОККО И РОМАНТИЗМА:

ЖАН-ПЬЕР КАМЮ И ЖОРЖ САНД*

 

Многочисленные переклички между барочной и романтической литературой, помимо близости некоторых общеэстетических установок (контрастное видение мира и человека, метафорическое воссоздание действительности и т.п.), дают примеры разных форм компаративного взаимодействия: это и генетически-контактная  (политическая поэзия д’Обинье и Гюго), и контактно-типологическая (историческая драма А. Арди и А. Дюма) связи, и связь по функциональной аналогии (Т. Де Вио и А. де Виньи, О. д’Юрфе и Ф.-Р. де Шатобриан). Чаще всего эти формы пересекаются, в той или иной степени сочетаются друг с другом. Примером такого комплексного жанрово-стилевого взаимодействия являются, как кажется, два одноименных романа писателя XVII в. Ж.-П. Камю и романистки XIX столетия Ж. Санд – «Спиридион».

Жан-Пьер Камю (1584-1652), плодовитый писатель, автор «благочестивых», по его собственной характеристике, романов и новелл, католик, друг О. д‘Юрфе и Ф. де Саля, в своем произведении обращается к легенде о святом Спиридионе, настоятеле одного из монастырей на Кипре в IV в. н.э. Используя материал легенды (пастух, затем – священнослужитель, ставший настоятелем монастыря по просьбе других монахов, затем   сосланный на рудники, Спиридион был мучеником за веру), Ж.-П. Камю создает романизированную агиографию, с одной стороны, опираясь на теологические писания Ф. де Саля, с другой –  насыщая действие характерными для барокко «кровавыми» мотивами и мистическими чудесами.

В романтическом романе Ж. Санд, где воображение развивается более свободно, Спиридион – вымышленное лицо. Он также настоятель и даже основатель итальянского монастыря, но живший в конце XVII – начале XVIII в. К тому же он присутствует в романе как лицо на портрете и как автор записок, важных для духовного становления главного фабульного персонажа – монаха Алексея. В отличие от Ж.-П. Камю, активного участника Контрреформации, Ж. Санд не стремится к чистоте традиционных конфессиональных представлений, опирается на идеи П. Леру о «гуманитарной» религии человечества. Создавая роман идей, писательница отчасти прибегает к арсеналу готического «романического», столь близкого поэтике «кровавых» трагических новелл барокко, однако гораздо меньше увлечена и барочным «натурализмом» и религиозной мистикой. К тому же она не столько стремится к моральному наставлению читателя, сколько к пробуждению в нем эмоционального, энтузиастического отношения к сфере этико-религиозных идей. Не случайно, поэтому, отказываясь от внешних форм увлекательности, свойственных жанру романа-фельетона, Ж. Санд избирает присущий ему тип публикации – в периодической печати, выпусками, что обеспечивает ей доступ к широкой демократической читательской аудитории.

SUMMARY

To the problem of the interaction of baroque and romanticism : J.-P. Camus and G. Sand.

Two novels under the same title  ”Spiridion”– one by the 17-th century writer J.-P. Camus and another by a woman-novelist of 19-th century G. Sand – have been analyzed in the report. The analyse shows the interaction of baroque and romantic genres and styles.


 

* Пахсарьян Н.Т. К проблеме взаимодействия барокко и романтизма: Жан-Пьер Камю и Жорж Санд // Язык и культура. Материалы IV международной конференции. М., 2007.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...