1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Н.Т.Пахсарьян

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАРОККО И РОМАНТИЗМА:

ЖАН-ПЬЕР КАМЮ И ЖОРЖ САНД*

 

Многочисленные переклички между барочной и романтической литературой, помимо близости некоторых общеэстетических установок (контрастное видение мира и человека, метафорическое воссоздание действительности и т.п.), дают примеры разных форм компаративного взаимодействия: это и генетически-контактная  (политическая поэзия д’Обинье и Гюго), и контактно-типологическая (историческая драма А. Арди и А. Дюма) связи, и связь по функциональной аналогии (Т. Де Вио и А. де Виньи, О. д’Юрфе и Ф.-Р. де Шатобриан). Чаще всего эти формы пересекаются, в той или иной степени сочетаются друг с другом. Примером такого комплексного жанрово-стилевого взаимодействия являются, как кажется, два одноименных романа писателя XVII в. Ж.-П. Камю и романистки XIX столетия Ж. Санд – «Спиридион».

Жан-Пьер Камю (1584-1652), плодовитый писатель, автор «благочестивых», по его собственной характеристике, романов и новелл, католик, друг О. д‘Юрфе и Ф. де Саля, в своем произведении обращается к легенде о святом Спиридионе, настоятеле одного из монастырей на Кипре в IV в. н.э. Используя материал легенды (пастух, затем – священнослужитель, ставший настоятелем монастыря по просьбе других монахов, затем   сосланный на рудники, Спиридион был мучеником за веру), Ж.-П. Камю создает романизированную агиографию, с одной стороны, опираясь на теологические писания Ф. де Саля, с другой –  насыщая действие характерными для барокко «кровавыми» мотивами и мистическими чудесами.

В романтическом романе Ж. Санд, где воображение развивается более свободно, Спиридион – вымышленное лицо. Он также настоятель и даже основатель итальянского монастыря, но живший в конце XVII – начале XVIII в. К тому же он присутствует в романе как лицо на портрете и как автор записок, важных для духовного становления главного фабульного персонажа – монаха Алексея. В отличие от Ж.-П. Камю, активного участника Контрреформации, Ж. Санд не стремится к чистоте традиционных конфессиональных представлений, опирается на идеи П. Леру о «гуманитарной» религии человечества. Создавая роман идей, писательница отчасти прибегает к арсеналу готического «романического», столь близкого поэтике «кровавых» трагических новелл барокко, однако гораздо меньше увлечена и барочным «натурализмом» и религиозной мистикой. К тому же она не столько стремится к моральному наставлению читателя, сколько к пробуждению в нем эмоционального, энтузиастического отношения к сфере этико-религиозных идей. Не случайно, поэтому, отказываясь от внешних форм увлекательности, свойственных жанру романа-фельетона, Ж. Санд избирает присущий ему тип публикации – в периодической печати, выпусками, что обеспечивает ей доступ к широкой демократической читательской аудитории.

SUMMARY

To the problem of the interaction of baroque and romanticism : J.-P. Camus and G. Sand.

Two novels under the same title  ”Spiridion”– one by the 17-th century writer J.-P. Camus and another by a woman-novelist of 19-th century G. Sand – have been analyzed in the report. The analyse shows the interaction of baroque and romantic genres and styles.


 

* Пахсарьян Н.Т. К проблеме взаимодействия барокко и романтизма: Жан-Пьер Камю и Жорж Санд // Язык и культура. Материалы IV международной конференции. М., 2007.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...

Шарль Сорель

Шарль Сорель

Шарль Сорель, сьёр де Сувиньи (фр. Charles Sorel, sieur de Souvigny, 1599 или 1602, Париж — † 7 марта, 1674, там же) — французский писатель, историк и сатирик XVII века. Биография Сорель был родом из...