1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Н. Т. Пахсарьян

БАРОККО

БАРОККО (вероятнее всего от порт. barrocco - жемчужина неправильной формы) - одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, сохранившееся и развивающееся в некоторых странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в эпоху Просвещения. Слово “Б.” существовало на нескольких языках - португальском, итальянском, латыни, испанском - задолго до этого периода и имело несколько различных значений (одна из фигур силлогизма в схоластическом рассуждении, вид финансовой операции, жемчужина неправильной формы),  каждое из которых включало переносный смысл “странного, неправильного, экстравагантного” и имело пренебрежительный оттенок. К явлениям искусства (музыке, архитектуре) Б. стало прилагаться уже во второй половине 18 столетия, а в 19-м появились первые труды искусствоведов (Я.Буркхардт, 1865; Г.Вельфлин, 1888), в которых Б. расценивалось как явление, возникшее на закате Ренессанса, но уже не трактовалось абсолютно негативно. В 20 веке началась эстетическая реабилитация Б как направления в архитектуре, живописи, музыке. Довольно долго термин Б. не применялся к литературным явлениям или применялся лишь спорадически, в немногих отдельных исследованиях 19 века (Д.Кардуччи, 1860, Э.Порембович, 1893). Окончательное узаконивание понятия Б. не только в сфере искусствоведения, но и  в истории литературы осуществилось в 1930-е, а в 1950-60-е в литературоведении возникает научная мода на Б. Ее появление очевидно связано с определенной перекличкой художественного мировидения  “катастрофического” 20 столетия с мироощущением людей бурного, военного 17 века - начала Нового времени, в котором наш современник быстрее и легче “узнает себя”(Э.Харт), чем в искусстве и литературе более ранних этапов. Чувство близости, похожести духовной атмосферы периода развития литературы Б. интеллектуально-психологическому климату 20 века порождает на всем его протяжении выход в свет сочинений в стиле так называемого необарокко, объясняет популярность самого слова, иногда появляющегося даже в заголовках произведений (см., напр., “Концерт барокко” А.Карпентьера), открывает закономерность высокого исследовательского интереса к Б..  

Однако современные ученые вынуждены констатировать: появившееся к настоящему периоду “громадное число работ о барокко лишь напустило туману в его теорию” (Clement M. Une poetique de crise: poetes baroques et mystiques - P. - 1996. - P.10). Многими специалистами термин “Б.” понимается весьма широко. Одна концепция, восходящая к работе Э.д’Орса, рассматривает Б. как константу любого стиля, как его кризисную заключительную стадию, выделяет эллинистическое Б., средневековое Б., классицистическое Б., романтическое Б. и т.д. - всего более двадцати видов (D’Ors E. Lo Barocco. - Madrid - 1935). Другая, выдвинутая Г.Гатцфельдом, рассматривает Б. как обобщающую категорию, в которую входят подвиды: маньеризм, классицизм и бароккизм (рококо) (Hatzfeld H. Estudios sobre el barroco.- Madrid - 1973 - P.53). Исследования, в которых Б. выступает как историческое, локализованное в определенных хронологических рамках понятие, также достаточно разноречивы. Даты существования Б. колеблются от предельно широких (1527-1800) до достаточно узких (1600-1650). Б. понимается то как художественный стиль, направление определенного историко-культурного периода (Б.Р.Виппер. Искусство ХУП века и проблема стиля барокко // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.- 1966), то как “стиль эпохи”, т.е. обозначение культурного периода в целом, как тип культуры (см.: Friedrich C.J. Das Zeitalter des Barock. - Leipzig - 1954; Rousset J. La litterature de l’Age baroque en France. Circe et le Paon.- P. - 1954). Иногда эти определения входят друг в друга, иногда - рассматриваются как взаимоисключающие: по мнению А.В.Михайлова, например, “барокко -это вовсе не стиль, а нечто иное. Барокко - это и не направление. [...] ...возможно говорить о барокко как о “стиле эпохи” (Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. - М. - 1994 - С. 329). По-разному определяют исследователи и связь искусства и литературы Б. с религиозными движениями 17 столетия: в одних трудах  Б. - порождение католической Контрреформации (Croce B. Der Begriff das Barock. - Zurich - 1927), даже конкретно “иезуитский стиль”, “искусство Тридентского собора”, в других - напротив, художественное явление, противостоящее контрреформационной идеологии ( так трактовалось Б. в тех советских исследованиях,  которые ставили целью идеологическую реабилитацию направления), в третьих - Б. развивается и в среде католиков, и в среде реформаторов, не имея определенной конфессиональной прикрепленности, а скорее вырастая на почве того религиозного - и политического, и социального - конфликта, которым отмечен конец Ренессанса (Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопр. лит-ры. - М. - 1969 - №12).

Искусство и литература Б. действительно более активно развиваются в те периоды Нового времени, когда кризисное состояние общества усиливается (в общем - это преимущественно последняя треть 16 -первая половина 17 века, конкретнее -1580-1660), и в тех странах, где политическая и социальная стабильность менее прочна или нарушена (Испания, Германия). Б. - порождение глубокого исторического, мировоззренческого, социокультурного, нравственно-психологического кризиса в период перехода от Возрождения к Новому времени. Оно вырастает на почве острого внутреннего переживания внешних катаклизмов, переосмысления прежней картины мира, переоценки человеческих возможностей, привычных идей и ценностей. В художественном видении Б. не только Земля не является центром Вселенной (следствие глубоко усвоенной и развитой 17 веком коперниканской картины мира), но и человек - не венец творения (критике этой идеи способствуют новые религиозные течения - протестантизм, янсенизм). Мир и жизнь человека в мире предстают чередой непримиримых оппозиций, антиномий, они находятся в постоянном борении друг с другом и постоянно меняются, оборачиваются иллюзией, кажимостью. Окружающая человека реальность оказывается сном и драматичнее всего, что он не может уловить границы между одним и другим состоянием, понять, в каком положении он находится в тот или иной момент (см. пьесу П.Кальдерона “Жизнь есть сон”). Непознаваемость подвижной, дисгармонической, хаотической действительности, в которой пребывает человек - “мыслящий тростник” (Б.де Паскаль), предоставленный житейским бурям, “атмосфера сомнения” (Ж.-П.Ренгар), в которую он погружен, вызывают жадный интерес к таинственному, волшебному, мистическому, которым заведомо нет окончательной разгадки. Человека Б. мучит ощущение непрочности, непостоянства, изменчивости жизни, он обращается то к традиции античного стоицизма, то эпикурейства, и эти начала не только антиномично противопоставлены, но и парадоксально слиты в пессимистическом ощущении жизни как пути бед. Новому мироощущению  литература Б. находит образно-стилевые соответствия, “избегая говорить слишком ясно” (Б.Грасиан), сталкивая и контаминируя трагическое и комическое, прекрасное и уродливо-бурлескное, возвышенное и низкое, “быть” и “казаться”, используя метафоры и парадоксы, питая пристрастие к изображению метаморфоз, превращений и переодеваний.  Б. часто рисует мир как театр: прямо вводя театральные сцены в произведения ( в том числе и сценические - прием “театра в театре”), прибегая к декоративным и пышным изобразительным средствам (нанизывание изощренных метафор, создание образов-эмблем, гиперболизация и утрировка языковых контрастов). Само  слово в Б. несет прежде всего функцию “представления”, а метафоры и иносказания являются “способом образования особого строя сознания” (.М.Лотман).  Творческая задача писателя Б. - волновать и удивлять читателя (“Поэта цель - чудесное и поражающее. Кто не может удивить..., пусть идет к скребнице” - Д.Марино).  Одновременно Б. стремится выразить сложность мира во всей ее полноте: громоздкая композиция многих произведений, обилие персонажей, сюжетных линий, конфликтов, событий, разнообразие “декораций”, в которых они происходят, обширные ученые комментарии, которые часто сопровождают тексты романов (“Сумасбродный пастух” Ш.Сореля, “Ассенат” Ф.фон Цезена), драм ( “Папиниан” Грифиуса) призваны превратить эти произведения в подобие универсальной энциклопедии. Барочный мир-“энциклопедия”, и как Книга бытия и как собственно книга, состоит из множества отдельных фрагментов, элементов, “рубрик”, соединяющихся в противоречивые и неожиданные сочетания, создающих “обдуманно-головокружительный” (Ж.Женетт) повествовательный лабиринт. “Рассудочная экстравагантность” (С.С.Аверинцев) Б. связана с тем, что это искусство риторическое, не ставящее перед собой задачу непосредственного, прямого отражения действительности. Б. всегда учитывает, хотя и варьирует - неожиданно, даже парадоксально, - литературную традицию. Эта литература использует “готовое слово” (А.В.Михайлов) - и в своей “высокой”, этико-философской, любовно-психологической, “трагической” линии (П.Кальдерон, О.д’Юрфе), и в “низовой”, нравоописательной, бурлескно-сатирической, “комической” линии (Ф.Кеведо, Ш.Сорель, Г.Гриммельсгаузен). Б. представлено в европейской литературе не только этими двумя основными стилевыми линиями, но и множеством течений: культизм и консептизм в Испании, маринизм в Италии, либертинаж и прециозность во Франции, “метафизическая школа” в Англии, “светское” и “религиозное” Б. и т.д. Это направление имеет определенные национальные особенности в каждой стране: испанское Б. - наиболее философски-напряженное, смятенное, французское - наиболее аналитически- интеллектуальное, в Германии - наиболее эмоционально-аффектированное и т.д.      

Б. - искусство, не склонное к созданию стройной системы художественных законов, “правил”. Существует мало литературно-эстетических сочинений, которые мы с полным правом назвали бы программно барочными, хотя к становлению эстетики Б. безусловно имеют отношение Т.де Вио, Ш.Сорель во Франции, Д.Донн в Англии, Д.Марино в Италии, Г.Гриммельсгаузен в Германии и т.д. Эстетика Б. полнее всего представлена в Италии (“Подзорная труба Аристотеля” Э.Тезауро, 1655) и Испании (“”Остоумие, или искусство быстрого разума” Б.Грасиана, 1642): оба теоретика обращают основное внимание на понятие “острого ума” как основы изобретательности художника слова, утверждают роль интуиции в художественном творчестве.

Система жанров в Б. не обладает законченностью и стройностью, как в классицизме, однако жанровые предпочтения писателей достаточно ясны: это пасторальная поэзия, драматические пасторали и пасторальный роман, галантно-героический роман с исторической тематикой, аллегорический роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма.

Лит.: Голенищев-Кутузов И.Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Его же. Романские литературы. - М. - 1975; Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. - М. - 1979; Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Его же. Творческие судьбы и история. - М. -1990; Ортега-и-Гассет. Воля к барокко // Его же. Эстетика. Философия культуры. - М. -1991; Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. - М. - 1994; Женетт Ж. Об одном барочном повествовании // Его же. Фигуры: В 2-х т. -М.- 1998.- Т.1; Tapie V.-L. Le Baroque - P. - 1961; Dubois C.-G. Le baroque. -P. -1973; Hatzfeld H. Estudios sobre el barroco. - Madrid. -1973;  Roston M. Milton and the Baroque. - Pittsbourgh - 1980; Questionnement du baroque. Louvain - Bruxelles -1986; Hoffmeister G. Deutsche und europaische Barockliteratur. Stuttgart - 1987;  Chedozeau B. Le baroque. P - 1989; Europaische Barock-Reception. T.1-2. Wiesbaden - 1991.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

чиго

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...

Ретиф де ла Бретонн

Ретиф де ла Бретонн

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (23 октября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...