1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

"Время мертвых"

Гаскар предпочитал писать от первого лица; такая повествовательная форма была органичнее для его "реалистически-поэтического" искусства, для выражения состояний, настроений, эмоциональной стихии и для воплощения тех идей, той идеологии, которая иллюстрируется жизненными примерами. Удачнее те романы 50-х годов, которые написаны от первого лица ("Зерно", 1955; "Уличная трава", 1956), нежели от третьего лица ("Коралловый риф", 1958; "Беглец", 1961). Персонажи второй группы романов — ничем, по сути, не отличаются друг от друга, идет ли речь о художнике Луиджи, застрявшем в африканской пустыне, или же о парижанине Поле, бежавшем за несколько дней до конца войны из лагеря военнопленных. И в том, и в другом навеки поселилась метафизическая тоска, вынуждающая героя к бегству. Веркор (псевд.

Жана Брюллера, 1902—1991) как значительный писатель тоже вышел из "исторического действия", из Сопротивления, отражение которого в повести "Молчание моря" (1942) прославило автора. "Мой первый писательский поступок был продиктован событиями"3,— говорил Веркор. "Событиями" было продиктовано все последующее творчество писателя. Но Веркор выделял в особую группу тех писателей — в ней он объединял себя с Сартром,— которые "отражают проблемы нашего времени наряду с проблемами, возникавшими перед человеком во все времена и эпохи". Писатель стремился к "определению человеческой личности". От этого стремления происходила и рассудочность веркоровской прозы, и черты притчи в ней. Ангажированность побуждала к созданию произведений с открытой авторской позицией, постоянным присутствием автора-рассказчика, оценивающего поведение человека в годы испытаний.

В 40-е годы Веркор преимущественно писал новеллы, повести очеркового типа, или же новеллистические очерки, в которых и события, и персонажи имели реальных прототипов — таким образом он вел своего рода дневник эпохи второй мировой войны, дневник моралиста и публициста. Веркор, как и Пьер Гаскар, аллегоричен и публицистичен одновременно. Он тяготел к созданию ситуаций исключительных, "экспериментальных", призванных испытать человека, промерить его и отделить от зверя.

От зверя фашистского: кажущиеся абстракции Веркора конкретно-историчны по своей сути, по своим истокам. Что значат любые сочиненные испытания перед тем, которое выпало на долю героя романов "Оружие мрака" (1946) и "Могущество света" (1951): в немецком концлагере ему пришлось сжечь вместе с трупами своего еще живого друга.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...

Пьер Мариво

Пьер Мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763) — французский драматург и прозаик. Биография Был сыном директора Монетного двора. Учился праву,...

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа

Луи де Рувруа, герцог Сен-Симон (Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon; 1675—1755) — один из самых знаменитых мемуаристов, автор подробнейшей хроники событий и интриг версальского двора Людовика XIV. Придворная карьера Сын одного из...