1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В образе Антиноя запечатлен мифологический архетип

Незадолго до встречи с Антиноем Адриан приобщается к Элевсинским мистериям, воплощавшим идею умирающего и воскресающего бога, что послужило своего рода увертюрой любви к Антиною. Аналогичное сопряжение темы культовых таинств hieros gamos и божественности любимого мы видели в "Огнях". Архетип умирающего и воскресающего бога влияет на дальнейшее развитие сюжета. Первый наследник Адриана — Луций,— будучи соперником Антиноя в любви (Адриан символически предпочитает его Антиною, перейдя в последний вечер на его корабль), обречен на смерть, так как, согласно мифологическому сюжету, противник — убийца бога — неизбежно погибает. Образ Луция ассоциируется с врагом Осириса — Сетом, что подкрепляется косвенно через литературный ряд Луций — Золотой осел — Осел как атрибут Сета.

После смерти Луция все забывают о нем, а Антиной остается жить как бог в памяти людей. И Антиной, и Луций, и даже Плотина — верная помощница Адриана — оказываются в образной системе романа второстепенными персонажами рядом с протагонистом. Они обращены к нему одной своей стороной, в то время как Адриан интересует писательницу именно как varies, multiplex, multiformis. В начале работы Юрсенар привлекали в его личности черты любителя искусства, ученого, мистика, всесторонне образованного человека. После второй мировой войны замысел изменился: в Адриане Юрсенар увидела прежде всего государственного деятеля, миротворца, обеспечившего стабильность в стране на долгий период, превратившего римскую империю в федерацию.

На примере Адриана ставится вопрос: можно ли быть "хорошим" правителем? И на этот вопрос, издавна волновавший философов, Юрсенар дает утвердительный ответ, и потому даже не важно, каким образом Адриан пришел к власти (это темное место в истории). Существенно, как он ее использовал. Практическое добро в сумме деяний Адриана резко перевешивает на чаше весов его отдельные и часто вынужденные жестокости — расправы с заговорщиками.

Тем самым его образ стал исторически актуальным контраргументом против пессимистических оценок возможностей европейского гуманизма после дикостей войны.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Антуан Франсуа Прево

Антуан Франсуа Прево

Антуа́н Франсуа́ Прево́, также аббат Прево (фр. Antoine-François Prévost d'Exiles; 1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско». Биография Прево, Антуан Франсуа второй из...