1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В начале романа рассказчик ("я") придумывает себе героя

Сцены покушения и ареста повторяются многократно, но происходят они в реальности или разыгрываются в сознании героя — неизвестно. На суде Бориса оправдывают. В этот момент два мира почти полностью совмещаются: Борис и рассказчик, король и отшельник сливаются.

В городе прошло только несколько недель, а на острове — целый год. Наступила зима, кончился календарный цикл, и рассказчик умирает. Мотивы, персонажи, мифологический подтекст, фабула "Цареубийцы", основные композиционные приемы (столкновение взаимоисключающих вариантов событий, развитие действия по спирали, двойничество, стирание границы между вымыслом и реальностью, сюжетообразующая игра слов) очень характерны для произведений Роб-Грийе. Отличает роман иная стилистическая манера (хотя уже чувствуется специфическая авторская интонация, отбор слов), использование фантастики, разрушающей повествовательную иллюзию.

В трех последующих романах писатель очищает слог от метафор, делает его сухим, стертым и заставляет в итоге брать на себя функции сюжета: в "Ревности" (1957) развитие событий передается через изменение описаний нейтральных бытовых поступков, вещей. В "Резинках" (1953) этот процесс только начался. Речь героев стилистически окрашена, отличается от авторской.

На первых страницах, в прологе, создается "инфернальная" атмосфера, возникает образ гигантского аквариума (символ подсознательных, обуздываемых страстей, эротики, тему тайных влечений будут подспудно поддерживать постоянные упоминания каналов, моря). Перенеся центр тяжести с событий на способ их изображения, Роб-Грийе скрепляет повествовательный ряд соотнесением с двумя мощными сюжетными традициями — детективной и мифологической. Писатель сам предложил читать "Резинки" как "детектив наоборот" в аннотации на четвертой странице обложки. "Убийца стреляет в жертву, сыщик разрешает загадку, жертва умирает. Но отношения между ними отнюдь не столь просты. . . Это рассказ о сутках, отделяющих выстрел от смерти, тех самых "лишних" сутках, которые пуля летела три или четыре метра".

Как обычно у Роб-Грийе, пространство текста становится ловушкой для поимки времени.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шуази Франсуа

Шуази́, Франсуа-Тимолеон де (François-Timoléon de Choisy, 16 августа 1644, Париж – 2 октября 1724, Париж), французский писатель, священнослужитель, известный трансвестит; возможно, транссексуал. Член Французской академии с 1687 г. Биография По материнской линии...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Гомбервиль Марен Леруа

Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии...