1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

В классическом английском детективе расследование движется от конца к началу

Разница в том, что у Роб-Грийе "образцовое убийство" замышлено не преступником, а автором, убивает сам текст по мере его развертывания. Валлас — сыщик, преступник и беспомощная жертва в одном лице, он уничтожает самого себя: свое прошлое (Дюпон, возможно, его отец), настоящее и будущее (не быть ему больше сыщиком, его неминуемо уволят). Как мы видим, в "Резинках" сталкиваются, противореча друг другу, различные детективные модели: классическая, сименоновская, "саспенс". А еще автор вводит в эпизодах почти пародийных персонажей из "шпионских" романов: начальник контрразведки сверхпроницательный Старик, горилла-охранник. В издательской аннотации Роб-Грийе подсказывает вариант прочтения "по Борхесу": события запутываются после окончания последней части, читателю надо заново пересмотреть текст, чтобы найти подлинную разгадку.

Но не работает главный принцип детектива — принцип ограниченного числа персонажей (если бы "Резинки" действительно были детективом, то Валлас должен был бы оказаться одним из террористов, а комиссар — их руководителем — намеки на это рассыпаны в тексте). Любому приему — даже сообщению читателю наперед, кто убийца,— можно найти аналогии2, но Роб-Грийе принципиально так строит роман, чтобы все ответы были верны (так, различные версии комиссара, ошибочные сообщения в газетах ложны лишь в данный момент; они подтверждаются, как только событие занимает свое истинное место во временном ряду) и, соответственно, невозможны. Этот принцип ловушки, лабиринта без выхода, обязательного нарушения собственных правил (последний элемент оказывается лишним — как в финальной фразе "Резинок": "Вокруг него домашние души кружатся в вальсе, как бабочки, что хороводом бьются об абажур, как пылинки на солнце, как утлые суденышки, затерянные в море, что укачивают по воле волн хрупкий груз, старые бочки, дохлых рыб, шкивы и веревки, буи, черствый хлеб, ножи и людей") последовательно выдерживается автором для каждого из возможных планов прочтения его творений.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль

Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом (Pierre de Bourdeille, seigneur de Brantôme; ок. 1540 — 15 июля 1614) — хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи...