1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Роже Гренье предпочитает строить повествование на полутонах

Звучание музыки (Бетховена, Шуберта, Бизе, Скарлатти, Шумана, Дебюсси, Форе) то создает фон для душевных переживаний (в этой функции почти никогда не используются Гренье пейзажные зарисовки и очень редко портретные или бытовые детали12), то введено в сюжет, связано со становлением героя и потом крушением его надежд. Когда Гренье сравнивал свои художественные задачи с прустовскими (отмечая, что его интересует та же среда и то же историческое время, что и Пруста), он настаивал на своей склонности к большей недосказанности, на желании выхватить фрагмент, без попытки обязательно вписать его в общую, почти "эпическую" картину, какая возникает "В поисках утраченного времени". Он называет себя "историком без истории", т. е. наблюдателем, который фиксирует увиденное, рассказывает о нем, но не стремится придать ему сюжетную завершенность.

Тем самым само слово "история" читается у Гренье двояко — то как законченный, самодостаточный эпизод, то как символ содержательности, осмысленности человеческого существования. Отсюда совмещенность выводов: с одной стороны, "страшно, когда нечего рассказывать"; с другой — надо уметь вести повествование и тогда, когда оно лишено событийности, когда "ничего — как у Чехова — не меняется". Своеобразна и роль рассказчика в прозе Гренье. Им становится то один, то другой герой (причем автобиографичность предельно скрыта, сглажена), весьма редко (но зато внезапно, приковывая внимание читателя) прямо прорывается авторское "я": "я словно вижу, как она откидывает со лба легкую волну волос. . . " "Дисгармония" такого вторжения еще сильнее оттеняет зыбкость основного потока повествования, которое как бы неизвестно кем "подсмотрено", адекватно ли увидено, понято, воспринято, передано.

В романе "Тебе суждено покинуть Флоренцию" разворачивается "роман в романе", рассказчик-журналист переделывает готовый текст по ходу перемен в судьбах героев и в процессе трансформации своего собственного отношения к ним.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Клод Кребийон

Клод Кребийон

Клод Кребийо́н, Кребийо́н-сын (фр. Claude Prosper Jolyot de Crébillon; 14 февраля 1707, Париж — 12 апреля 1777, там же) — французский писатель XVIII века, сын поэта и драматурга Проспера Жолио де Кребийона. Биография Воспитывался в...

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр

Венсан Вуатюр (фр. Vincent Voiture; 24 февраля 1597, Амьен — 26 мая 1648, Париж) — французский поэт XVII века, видный представитель литературы барокко. Биография Вуатюр родился в семье богатого торговца, поставлявшего вино ко двору. В...

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери

Мадлен де Скюдери (фр. Madeleine de Scudéry, 15 ноября 1607, Гавр — 2 июня 1701, Париж) — французская писательница, представительница прециозной литературы. Биография Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди....