1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Пастырь и агнец, спаситель и жертва

Эта связь во грехе и в святости и определяет взаимоотношения персонажей в католической литературе, их притяжение и отталкивание. Отвергнуть другого в душе — значит физически его убить. Полярные персонажи испытывают друг к другу непреодолимое влечение, более того — перенимают свойства своего антипода. По разные стороны разведены священник и врач, писатель; но в "Дневнике сельского священника" сельский врач, атеист Дельбанд, щедро помогает местным беднякам; в романе "Под солнцем Сатаны" писатель Сен-Марем, ученый остроумец наподобие Анатоля Франса, приезжает на поклон к аббату Дониссану, "люмбрскому святому".

В самом начале книги появляется фигура поэта, "перегонявшего жизнь в змеевике своего сердца, дабы выкурить сокровенный сок ее — благоуханную отраву"29. Поэтом в душе оказывается в "Новой истории Мушетты" пьяный браконьер Антуан, зачаровавший девочку рассказами о якобы совершенном им убийстве, о надвигающемся циклоне. Врач несет людям земную страшную правду, писатель — наркотик, возвышенный дурман, священник — слово Божие. Но напомним: в "Дневнике сельского священника" врач — наркоман, сам кюре — алкоголик, писатель. Услышав зов смерти, священники берут в руки перо; аббат Дониссан и его собрат Сабиру описывают неудачную попытку воскресить мальчика.

Начав вести дневник, скромный сельский кюре в тот же миг, не ведая о том, получает дар ясновидения. Уже во втором абзаце пастырь ставит диагноз себе и общине: "Уныние снедает их у нас на глазах, и мы тут бессильны. Возможно, недалек тот день, когда эта зараза коснется и нас, мы обнаружим в себе раковую опухоль"30. И позже, когда он определяет грех как нарушение божественного закона, сопоставляет его с болезнью, "раком, который их гложет"31, выясняется мистический смысл его недуга: избранник принимает муку за прихожан своих, за грехи отцов (что у него рак, священник узнает только в самом конце). 3. И. Кирнозе справедливо заметила, что к творчеству Бернаноса (и, добавим, к католической литературе) применим предложенный А. Ф. Лосевым анализ античного понимания предопределения, судьбы как последовательности символических предсказаний.

Подобно Эдипу, священник может разгадать загадку чужой жизни, но не своей; он — слепое орудие в руках Сатаны, который сам, против воли, выполняет божественные предначертания, и потому последние слова амбрикурского кюре: "Все благодать".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Гомбервиль Марен Леруа

Маре́н Леруа́ де Гомберви́ль(Marin Le Roy de Gomberville) (1600, Париж, — 14 июня 1674 г., там же), французский писатель, представитель прециозной литературы. Биография Гомбервиль был родом из дворянской семьи. Стоял у истоков Французской Академии...

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец. Прототип героя...