1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Пастырь и агнец, спаситель и жертва

Эта связь во грехе и в святости и определяет взаимоотношения персонажей в католической литературе, их притяжение и отталкивание. Отвергнуть другого в душе — значит физически его убить. Полярные персонажи испытывают друг к другу непреодолимое влечение, более того — перенимают свойства своего антипода. По разные стороны разведены священник и врач, писатель; но в "Дневнике сельского священника" сельский врач, атеист Дельбанд, щедро помогает местным беднякам; в романе "Под солнцем Сатаны" писатель Сен-Марем, ученый остроумец наподобие Анатоля Франса, приезжает на поклон к аббату Дониссану, "люмбрскому святому".

В самом начале книги появляется фигура поэта, "перегонявшего жизнь в змеевике своего сердца, дабы выкурить сокровенный сок ее — благоуханную отраву"29. Поэтом в душе оказывается в "Новой истории Мушетты" пьяный браконьер Антуан, зачаровавший девочку рассказами о якобы совершенном им убийстве, о надвигающемся циклоне. Врач несет людям земную страшную правду, писатель — наркотик, возвышенный дурман, священник — слово Божие. Но напомним: в "Дневнике сельского священника" врач — наркоман, сам кюре — алкоголик, писатель. Услышав зов смерти, священники берут в руки перо; аббат Дониссан и его собрат Сабиру описывают неудачную попытку воскресить мальчика.

Начав вести дневник, скромный сельский кюре в тот же миг, не ведая о том, получает дар ясновидения. Уже во втором абзаце пастырь ставит диагноз себе и общине: "Уныние снедает их у нас на глазах, и мы тут бессильны. Возможно, недалек тот день, когда эта зараза коснется и нас, мы обнаружим в себе раковую опухоль"30. И позже, когда он определяет грех как нарушение божественного закона, сопоставляет его с болезнью, "раком, который их гложет"31, выясняется мистический смысл его недуга: избранник принимает муку за прихожан своих, за грехи отцов (что у него рак, священник узнает только в самом конце). 3. И. Кирнозе справедливо заметила, что к творчеству Бернаноса (и, добавим, к католической литературе) применим предложенный А. Ф. Лосевым анализ античного понимания предопределения, судьбы как последовательности символических предсказаний.

Подобно Эдипу, священник может разгадать загадку чужой жизни, но не своей; он — слепое орудие в руках Сатаны, который сам, против воли, выполняет божественные предначертания, и потому последние слова амбрикурского кюре: "Все благодать".

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...

Валантэн Конрар

Валантэн Конрар

Валантэ́н Конра́р (фр. Valentin Conrart; 1603, Париж — 13 сентября 1675, там же) — французский писатель XVII века. Биография Конрар был родом из кальвинистской буржуазной семьи, которая была вынуждена перебраться из Валансьена (до...

Франсуа Андриё

Франсуа Андриё

Франсуа Гийом Жан Станислав Андриё (фр. François Guillaume Jean Stanislas Andrieux; 1759–1833) — французский поэт, драматический писатель, член Французской академии. Биография Родился 6 мая 1759 года во Франции в Эльзасе в городе Страсбурге. Получив...