1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Матье расстрелял всю свою человечность

Таков, собственно, вывод из одиссеи Матье. В этом выводе нет ничего особенно отрадного для гуманизма; гуманизм не изгоняется, он имеет свое место под солнцем, но весьма скромное: личностное начало, как правило, осуществляет постоянный контроль над действиями человека и в каждый даже самый бескорыстный альтруистический порыв добавляет щепотку едкой соли индивидуализма, достаточную для того, чтобы этот порыв замутнить и сделать двусмысленным. Значит, если личность попадает в "пограничную ситуацию", то, пусть приведенная в нее гуманными соображениями, она отбрасывает их немедленно и брезгливо и получает "умопомрачительную свободу". Так качается маятник состояний сартровского героя: от "тошноты" (как реакции на состояние мира) — до "умопомрачительной свободы" ("если бога нет — все позволено"7) и от "умопомрачительной свободы" — к "тошноте" (как реакции героя на свой собственный бессмысленный бунт в бессмысленном мире), и так далее, до бесконечности, до дурноты, до. . . тошноты.

В основании сартровского мировоззрения лежит убеждение в абсурдности человеческого существования. Сартр заставил героев своих романов и рассказов жить сообразно абсурду. Чтобы герой не "отвлекался", не глазел зря по сторонам, Сартр его "редуцирует".

Но, "редуцируя" его, Сартр убивает в нем человека; остается кукла, покорная воле создателя. Вот это умерщвление человека в человеке и является основной неудачей Сартра как писателя и как философа. Что же касается политического "радикализма" Сартра в 60—70-е годы, то он метафизически тесно был связан со своим "абсурдным" мироощущением.

Если жизнь — нелепый, бессмысленный фарс, в котором человеку заказаны серьезные роли, то ироническая роль бунтаря, разоблачителя культурных и социальных "иллюзий", представляет собою логическое следствие нигилистического сознания. Эту роль Сартр играл самозабвенно. АНДРЕ МАЛЬРО

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье

Мадам де Севинье (Мари де Рабютен-Шанталь, баронесса де Севинье, фр. Marie de Rabutin-Chantal; 5 февраля 1626, Париж — 17 апреля 1696, Гриньян, Прованс) — французская писательница, автор «Писем» — самого знаменитого в истории французской...

Шарль Котен

Шарль Котен

Шарль Коте́н (фр. Charles Cotin; 1604 — 1682) — французский писатель, аббат. Биография Один из завсегдатаев отеля Рамбулье, отличался витиеватым языком, галантностью и страстью к всему ходульному, напыщенному. Литературная известность Котена основана главным...

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...